САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Роман Сенчин: «Есть околофутбола, есть окололитература»

Роман Сенчин представил на «Красной площади» свою новую книгу «Русская зима» и пообщался с читателями – о счастье и литературных заработках

Роман Сенчин. Фото: Андрей Мягков
Роман Сенчин. Фото: Андрей Мягков

Текст: Андрей Мягков

Поговорить о новой книге лауреата «Большой книги» и «Ясной Поляны» Романа Сенчина – это всегда хорошая идея; к счастью, пишет он их обычно без проволочек. Со своей последней новинкой – книгой «Русская зима», включающей в себя две повести, эту самую «..зиму» и «У моря» – писатель и прибыл на фестиваль.

Впрочем, встреча довольно быстро перешла в формат открытой беседы не только с модератором, но и с читателями.

Прозвучал и классический вопрос любой встречи с Сенчиным: автобиографичны ли его герои? «Полностью из воздуха соткать сюжет, биографию, людей, которые населяют роман» – для Сенчина это и неинтересно, и невозможно. Поэтому в той или иной степени во всех его книгах и героях есть что-то автобиографичное. Отчасти поэтому «писать о людях старшего поколения» Роману легко, «о сверстниках – достаточно легко», а вот о тинейджерах – та еще задачка.

Как Сенчин относится к критике? Любая хорошая рецензия может доставить удовольствие на пять минут», но куда больше писатель любит обстоятельную критику, которая пусть и ругает, но качественно разбирает текст.

Как часто Сенчину приходится что-то объяснять иностранным читателям, когда он встречается с ними? Оказывается, редко – «или переводчики хорошие, или сами читатели» – русский колорит сенчинских книг никого с толку не сбивает.

Получается ли у Сенчина зарабатывать на жизнь чистым творчеством? «Есть околофутбола, есть окололитература» – то есть написание рецензий, различные выступления и т.д. Так Сенчин – как и большинство его коллег – и зарабатывает. «[Исключительно] на литературном труде у нас живут писателей 20-30 <…> Чистым писателем был Пушкин, но он умер в долгах огромных», – под смех собравшихся заметил Сенчин.

Один из вопросов – о том, обижаются ли прототипы сенчинских героев – неожиданно задал из зала писатель Алексей Сальников. Если коротко – ничего, терпимо.

Задали и вопрос об отношениях с кино – «экранизация одного рассказа есть, называется «За встречу»». При этом сценарий писал не сам Сенчин: «Это не мое, как я понял». И добавил, что «были разговоры об экранизации «Елтышевых», но государство не выделило денег, понятно почему».

Кого Сенчин перечитывает? Чехова, «раз в 5-7 лет»; «Тихий Дон», повести Льва Толстого, «Анну Каренину»...

Спросили и о «трагических» – такое определение дал им сам Сенчин – событиях последнего времени. Писатель отослал всех интересующихся к майскому номеру «Дружбы народов», где опубликован рассказ «Детонация».

Одному читателю показалось, что на ярмарке в этом году, так сказать, не хватает веселья; Сенчин не согласился. «Сейчас не время для супервеселья. По-моему, хорошо проходит фестиваль», – ответил Роман и добавил, что, по его впечатлениям, в этом году «Красная площадь» получилась даже лучше, чем в некоторые предыдущие.

«Ваши герои могут быть вообще счастливы?» – таким вот экзистенциальным вопросом решили закончить встречу. «А много мы видим в литературе счастливых героев? – парировал Сенчин. – Левин нас всю книгу убеждает в своем счастье, а под конец книги оказывается, что не совсем он и счастлив». «Счастье – это такое воспоминание, к которому ты возвращаешься и которое тебя укрепляет», – заключил Роман. А значит, не будет большим преувеличением заключить, что все мы хоть немного, но счастливы – это уже отсебятина, если что, Сенчин такого не говорил.