САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Гончаров против нигилизма

18 июня Ивану Гончарову исполняется 210 лет. Рассказываем о его жизни и показываем редчайшие фотографии и автографы из собрания РГАЛИ

Иван Гончаров. Фото: ru.wikipedia.org
Иван Гончаров. Фото: ru.wikipedia.org

Текст: М.В. Шуплецова, ведущий специалист РГАЛИ

Гончаров — писатель, известный в основном по авторству трех больших произведений — «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва». В каждый из этих трех романов Гончаров вносил комплексный взгляд на глубинную психологию дореформенной России.

Свое детство Иван Андреевич провел в богатом купеческом имении в самом центре города Симбирска, в большом каменном доме, о чем будет в очерке «На родине» вспоминать как о «целой деревне с амбарами и погребами, переполненными запасами для пропитания семьи и обширной дворни». В восемь лет семья лишилась отца, но в воспитании мальчика активно участвовал крестный — отставной моряк Николай Николаевич Трегубов. В десять лет Ивана отправили в Москву для обучения в Коммерческом училище, где уже учился его старший брат Николай.

Гончаров делал успехи в учебе, но бóльшую склонность имел к самообразованию, много читал. Для себя «прямым учителем в сфере гуманитета» выделял Карамзина и особенно был впечатлен «Евгением Онегиным» Пушкина, выходившим тогда отдельными главами: «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг…» В итоге юноша решает завершить свое образование на словесном факультете Московского университета: он «увольняется» из купеческого звания и успешно сдает вступительные экзамены. Здесь одновременно с Гончаровым обучаются будущие «звезды» российской литературы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, К. С. Аксаков. Многих преподавателей факультета Гончаров выделял как повлиявших на его формирование.

После обучения, хоть и решив не возвращаться в родной, но скучный Симбирск, Гончаров будет вынужден принять должность секретаря симбирского губернатора А. М. Загряжского. Эта должность совсем не увлекала Гончарова, но через год помогла ему получить работу переводчика иностранной переписки в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в Петербурге.

Там Гончаров сближается с семьей Майковых, став преподавателем латинского и русской словесности для старших детей, знакомится с Белинским, начинает посещать «Дом литераторов», где познакомится с критикой на свой первый роман «Обыкновенная история».

Важной вехой в жизни Гончарова было его путешествие в составе торговой экспедиции в Японию — переводчик Гончаров был назначен в 1852 году секретарем адмирала Е.В. Путятина, возглавившего эскадру. С первых дней на корабле Гончаров стал вести путевой дневник, который стал первым подобным повествованием русского путешественника. Гончаров побывал в Англии, Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах, на островах Атлантического и Тихого океана. Высадившись в 1854 году на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал через всю Россию, вернувшись в Петербург.

Уже через месяц в апрельском номере «Отечественных записок» вышел первый очерк из цикла «Фрегат Паллада». Российский литературовед Юрий Лотман пишет: «Основной смысл пространственной модели “Фрегата Паллады” — в низвержении романтической экзотики. Разрушение штампов в антитезе далекое/близкое, чужое/своё, экзотическое/бытовое создает образ общего совместного движения всех культурных пространств Земли от невежества к цивилизации. Отсюда экзотика часто оборачивается некультурностью, а цивилизация — жестоким бессердечием. Эти противопоставления, по мнению Гончарова, должны быть сняты единой моделью, в которой динамика и прогресс положительно противостоят статике».

В 1859 году Гончаров публикует роман «Обломов», который сразу же получил огромный успех и статус мощного философского исследования противления механическому ходу прогресса.

В 1862 году Гончаров приходит на должность редактора газеты «Северная почта», в 1865-м, будучи уже членом Совета по делам печати, приступает к работе над романом «Обрыв». Параллельно Гончаров служит в роли цензора, придерживаясь консервативных взглядов: писатель выступал против нигилизма, «жалких» доктрин материализма, социализма и коммунизма и даже был в конфликте с «Современником» Некрасова.

Завершив карьеру в 1867 году, Гончаров все силы посвятил последнему своему большому произведению — роману «Обрыв», над которым работал почти двадцать лет, делая большие паузы. Сам писатель называл этот роман «неудобоисполнимой задачей», и в чем-то был прав. Страдая в последние годы от одиночества, физических недугов и депрессии, Гончаров не мог не передать этих настроений и на страницы произведения. Но он продолжал переписку с другими литераторами, оставил несколько ярких очерков и критических выступлений, в том числе «Мильон терзаний» (1872).

Умер Иван Александрович на восьмидесятом году жизни от воспаления легких; был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В некрологе «Вестника Европы» отмечалось, что, «подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Гончаров в РГАЛИ

В 2012 году вышел сборник «Мастер русского романа: И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. Сборник документов и материалов», составителем которого стал РГАЛИ. В сборнике помещены редкие материалы и архивные документы, связанные с жизнью и творчеством писателя, из личного его фонда.

Собрание материалов И.А. Гончарова начало формироваться еще в ЦГЛА на базе переданных из Литературного музея документов, собранных в 1933–1936 гг. из ульяновских Государственного музея и Дворца книги, материалов исследователей творчества и родственников писателя.

И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев. Фотография. Март 1856 г. РГАЛИ, ф. 2402.

Документы Ивана Александровича Гончарова в РГАЛИ условно можно разделить на две группы. В первую очередь, это фонд писателя (ф. 135), состоящий из 130 единиц хранения за 1831–1917 годы. В его составе – творческие автографы, переписка, биографические и изобразительные материалы, документы его родственников. Наибольший интерес представляют, несомненно, творческие документы: автографы очерка «Насилие воли» (1889) и очерков, написанных в последний год жизни автора (1891): «Май месяц в Петербурге», «Превратность судьбы. Исторический анекдот», «Уха». Кроме того, в фонде отложились два отрывка из путевых очерков «Фрегат "Паллада"» (1874), черновой отрывок рецензии на пьесу А.Н. Островского «Поздняя любовь», рукописные копии произведений и писем И.А. Гончарова и др. А также подлинники его писем шталмейстеру великой княжны Марии Александровны А.П. Озерову со статьей «Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв"» (1872), письма князю М.С. Волконскому, Ф.М. Достоевскому, председателю Совета Главного управления по делам печати А.Г. Тройницкому, членам комитета симбирской Карамзинской библиотеки П.М. и А.П. Языковым, сестрам А.А. Кирмаловой и А.А. Музалевской и др., письма Н.С. Лескова (1888) и И.С. Тургенева (1864).

Биографические материалы включают формулярные списки И.А. Гончарова, дела Императорского Московского университета о приеме Ивана Гончарова слушателем университета и окончании им Отделения словесных наук, записку писателя о месте хранения его духовного завещания и т. п.

В фонде хранятся фотографии И.А. Гончарова и материалы родственников — брата, учителя симбирской гимназии Николая Александровича, его сына, геолога Александра Николаевича, и др.

Вторую группу составляют документы писателя, отложившиеся в других фондах архива. Автографы — надпись на сонете Ф.Ф. Фидлера «Гончарову» и подписи на протоколах Комитета по изданию сборника «Складчина» — в фондах Ф.Ф. Фидлера и И.А. Шляпкина, письма в фондах его адресатов: поэта П.А. Вяземского (Остафьевский архив), филолога Я.К. Грота, Ф.М. Достоевского и др.

Наибольшее количество писем за 1860–1885 годы сохранилось в фонде друга И.А. Гончарова, известного мемуариста, цензора А.В. Никитенко.

Значительное количество документов, относящихся к И.А. Гончарову, собрал исследователь его жизни и творчества М.Ф. Суперанский. Помимо работ самого фондообразователя, в его комплексе сохранилось множество рукописных копий писем И.А. Гончарова: П.А. Ефремову (1873), А.Ф. Кони (1879–1891), А.Г. Тройницкому (1866–1868), сестрам, другим лицам. А в состав альбома коллекционера П.Я. Дашкова «И.А. Гончаров», наряду с газетными и журнальными вырезками о писателе входят и автографы И.А. Гончарова: автобиография, странички из дневника, письма.

Кроме того, в РГАЛИ хранятся иллюстрации к роману И.А. Гончарова «Обломов» художников Е.Е. Лансере, Г.М. Пустовойта и Б.Б. Титова.

Таким образом, почти 1200 единиц хранения за 1825–1917 годы помогут исследователю не только составить полное представление о творчестве И.А. Гончарова, но и понять его место среди современников, опираясь на подлинные архивные источники.