САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Бедный, бедный Теодор, или Зачем читать Гофмана

25 июня, ровно 200 лет назад, ушел из жизни немецкий сказочник Эрнст Теодор Вильгельм Гофман

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Текст: Петр Воскресенский (киноредактор, книжный блогер, выпускник литиниститутского семинара перевода немецкой литературы М. Зоркой)

Все, что мы сегодня так любим – фантастику, фэнтези и магический реализм, хоррор и готику, раздвоение личности и ее темные стороны – истоки этого заложил именно Гофман. Без него невозможно представить Эдгара По, Лавкрафта, Достоевского и, следовательно, Стивена Кинга.

В житейском смысле Гофмана вряд ли можно было назвать счастливым: ему пришлось заняться тем, чего он меньше всего хотел – пойти по стопам родителей. То есть окончить юридический и работать госчиновником, хотя сам он всю жизнь мечтал быть человеком театра, художником и музыкантом: именно поэтому Теодор и взял себе имя-псевдоним «Амадей», из-за горячей любви к Моцарту. Затем, из-за Наполеоновских войн, Гофман потерял работу, и ему пришлось какое-то время подрабатывать художником. Позже он снова вернется к ненавистной госслужбе, чтобы как-то себя прокормить.

Для понимания творчества Гофмана важно держать в голове одно слово: «дуализм». Этот дуализм проявлялся во всем, начиная с образа жизни и заканчивая структурой его романов. Надпись на надгробном камне Гофмана гласит: «он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец». Здесь скрывается горькая ирония: Гофман был судейским чиновником и в то же время универсальным художником, которого современные ему писатели-романтики так и не приняли в свои ряды – из-за противоречий во взглядах. Романтики, тот же Новалис, старались увидеть в повседневности черты идеализма, волшебства, магии, сверхъестественности. Для них мир был загадкой, которую может разгадать с помощью искусства лишь художник, подобный жрецу, знающему язык Бога.

Гофман разделял с романтиками-современниками их взгляд на художника, но не на мир. Для него идеальный мир находится не здесь, на Земле, а где-то в другом месте, которое способен найти только человек искусства. А наш мир в действительности скучен, однобок и не несет никакого смысла, поскольку его заполняют в большинстве своем мещане, которым важно лишь покушать да выслужиться перед начальством, чтобы купить дом пошире и накопить вещей побольше.

По Гофману, идеальный мир совершенно несовместим с нашим, как бы герой ни старался проложить между ними мост, найти гармонию, их объединяющую. Поэтому во всех его произведениях присутствуют персонажи-филистеры и герой-художник по складу своей души, который пытается отыскать дверь в иной мир, сбежав из повседневности. И ему всегда будет в этом помогать добрый волшебник, а злой колдун или колдунья – мешать. Как правило, врата в мир фантазии воплощает девушка нечеловеческого происхождения, в которую герой влюбляется. Зачастую только герой ее и видит. В сказках Гофмана постоянно подчеркивается конфликт между индивидуальностью, которую герой-художник старается сохранить, и стереотипами, навязываемыми обществом.

Эта невыносимая легкость бытия открывает в Гофмане талант едкого сатирика. Он всегда высмеивает обывателя и жестокий политической строй; порой настолько рьяно, что та же повесть «Повелитель блох» была опубликована без цензуры только в 1906 году. Гофману после сдачи повести в печать в 1822 году, незадолго до смерти, грозила из-за нее тюрьма, а издателя и вовсе арестовали.

Гофман двулик. Это выражается не только в упомянутом двоемирии – и тут мы затронем самое интересное: жанры готики и хоррора, к становлению которых приложил руку писатель. Все работы Гофмана делятся на светлые сказки и ночные этюды. И если с первыми все ясно: они добрые, веселые, там всегда хороший конец, как в «Золотом горшке» или в «Крошке Цахесе», то с этюдами все наоборот – они пугают. Они страшные и депрессивные. Если в «светлых» повестях главный герой – всегда очарованный странник, который в итоге находит иной мир, то в ночных этюдах это странник, который переживает разочарование. Все, о чем он мечтал, чего желал и добивался, оказывается иллюзией. И самое страшное испытание для героя – прозрение, которое невозможно стерпеть, – поэтому, например, такое внимание уделяется глазам в знаменитой повести «Песочный человек».

Это темное направление в творчестве Гофмана возникло тоже неслучайно, поскольку он, вероятно, был одним из первых романтиков, кто пережил и выразил в своем творчестве неизбежный парадокс эскапизма, который в итоге всегда выливается в самообман – тем самым романтик приходит к тому, от чего и бежал с самого начала. В конце концов Гофман напишет прекрасный и страшный роман «Эликсир Дьявола», где противостояние двух миров разворачивается не где-то вовне, а внутри героя. Так в писателе-романтике зародится писатель-реалист, и этот мотив психического раскола возьмут на вооружение последователи. Все эти двойники и лихорадочное противостояние с самим собой мы встретим и у Стивенсона в докторе Джекилле, и у Достоевского, и у многих, многих других.