Текст: Павел Басинский / РГ
Двести двадцать лет назад, 24 июля 1802 года, на севере Франции в Виллер-Котре родился будущий самый знаменитый на сегодняшний день писатель Франции - Александр Дюма-отец. Дополнение "отец" необходимо для того, чтобы отличать его от незаконнорожденного сына Александра Дюма, который тоже прославился как писатель, хотя и не в такой степени, как отец. Все же его роман "Дама с камелиями", легший в основу знаменитой оперы Джузеппе Верди "Травиата", тоже относится к жемчужинам мировой литературы.
Что же касается старшего Александра Дюма, он является не просто самым известным сочинителем Франции, но и самым продаваемым писателем всех времен и народов. Его главные произведения, среди которых выделяются "Три мушкетера" и "Граф Монте-Кристо", переиздаются на многих языках десятками миллионов экземпляров. Одновременно он и самый экранизируемый писатель планеты. За последние сто лет его романы адаптировались к экранизациям более 200 раз, то есть в среднем два раза каждый год.
Родился Дюма в семье генерала и дочери хозяина гостиницы. По неполиткорректным понятиям Франции того времени, его семья была расово неполноценной. Мать его отца являлась чернокожей рабыней, вывезенной с Гаити. Поэтому маленький Дюма считался квартероном (по-русски - "четвертушкой"), так называли ребенка, предок которого во втором поколении принадлежал к негроидной расе. В этом смысле Дюма даже более кровно связан с Африкой, чем Пушкин, у которого африканцем был прадед по отцовской линии.
Вокруг Дюма существует огромное количество мифов. Он любил пиры и увеселения, но в то же время работал по 16-18 часов в сутки. Его плодовитость породила главный миф о том, что в своей работе он прибегал к услугам "литературных негров", хотя известно, что единственным возможным соавтором Дюма был малоизвестный литератор Огюст Маке. Когда в 1845 году журналист Эжен де Мирекур публично обвинил Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует "негров", он затеял судебный процесс и выиграл его.
Самым расхожим мифом о Дюма в России является убеждение, что это он ввел в обиход понятие "развесистая клюква", которое он будто бы употребил в своих мемуарах о путешествии по России. Но это не так. "Развесистую клюкву", которую неизменно вспоминают, когда кто-то пишет или снимает о России всякую чушь, придумал не Дюма. А вот "маленький осетр" применительно к стерляди - это его выражение.
Но все эти слухи не стоят и ломаного гроша в сравнении с тем мифом, который Дюма породил своим самым известным романом "Три мушкетера".
Кардинал Ришелье, наверное, не один раз перевернулся в своем гробу после выхода романа "Три мушкетера", потому что худшего "фейка" о нем невозможно было придумать. О том, что "плохой" Ришелье и "хорошие" мушкетеры - это выдумка великого романиста, знают все историки Франции XVII века. Об этом уже написаны горы исторической литературы, где, несомненно, одним из крупнейших государственных умов и деятелей в мировой истории, о котором Петр Первый сказал, что отдал бы ему половину России за то, чтобы он помог управлять второй половиной, - предстает именно Ришелье. Это Ришелье был благом для Франции, ибо покончил с ее феодальной раздробленностью, представителями которой были как раз мушкетеры, выходцы из мелкопоместных дворянских семей.
Ответ прост. "Правильный" Ришелье просто не годился для романного героя. Для романной интриги потребовался интриган. Настоящие мушкетеры, одержимые дворянской спесью и феодальными предрассудками, тоже не подходили для романной интриги. В реальности со знаменитыми мушкетерскими дуэлями, которыми изобилует роман, тщетно боролся не только Ришелье, но и король Людовик XIII, потому что они были не просто сомнительной доблестью, но и ощутимым злом для всей Франции, раздираемой внешними и внутренними войнами.
В то же время в романе есть своя историческая правда. Д'Артаньян, капитан королевских мушкетеров, - это реальное лицо, только имя его было Шарль де Бац. Отличившись в боях, д'Артаньян становится королевским мушкетером и достигает определенного положения при дворе, получает титул графа. Его ценил преемник Ришелье кардинал Мазарини. Настоящий д'Артаньян тоже дослужился до маршала и геройски пал в 1673 году при осаде голландского города Маастрихта. Так что с историческими романами нужно быть осторожными, чтобы не путать правду с вымыслом.
Но вообще-то какое дело обычным читателям до скучных историков, если великолепная мушкетерская четверка, д'Артаньян, Портос, Атос и Арамис, стала образом неразрывной мужской дружбы и взаимной поддержки? Таким же вечным образом, как, например, любовь Ромео и Джульетты. Если я, даже еще не прочитавший "Три мушкетера", в свое время скандировал на пионерских "линейках": "Один за всех, все за одного!" и испытывал при этом восторг, потому что лучших слов о коллективном братстве еще никто не придумал.
В дополнение к заслугам Дюма стоит сказать, что он был не только великим писателем, но и незаурядным кулинаром. Его "Большой кулинарный словарь", где есть и блюда русской кухни, потрясающий образец кулинарной литературы, читать который, впрочем, не стоит людям, склонным к полноте.
А еще во время путешествия по России, находясь на Кавказе, Дюма был принят в казачество и стал именоваться "почетным казаком". Мелочь, а приятно!
Оригинальный материал: rg.ru