САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Почему муми-тролли?

9 августа 1914 года родилась финская писательница и художница Туве Янссон

9 августа 1914 года родилась финская писательница и художница Туве Янссон / wikipedia.org
9 августа 1914 года родилась финская писательница и художница Туве Янссон / wikipedia.org

Текст: Елена Дорофеева

  • — Ты думаешь, что маяк можно погасить? — возразил папа. — Если есть
  • на свете что-либо надежное, так это свет маяка.
  • «Муми-папа и море»
Туве Марика Янссон (1914-2001) – одна из самых известных писательниц Финляндии, ее книги переведены более чем на 45 языков мира. Созданный ею мир муми-троллей разросся в целую вселенную, где наряду с книгами, комиксами, мультфильмами и спектаклями существуют тематические парки, музеи, сувенирная продукция. Что же особенного в этих героях, почему они по-прежнему любимы читателями всего мира, как детьми, так и взрослыми?

Туве придумала Муми-дол во время Второй мировой войны. Сначала муми-тролли были довольно мрачными – черными, с красными глазами, но затем превратились в белых добродушных существ, похожих на бегемотиков, и объединились в дружную семью. Так возникла прекрасная воображаемая страна, куда можно перенестись и на время забыть о реальности, погрузившись в мир радости, добра, любви и уюта домашнего очага. Наверное, поэтому эти истории оказались востребованы в течение многих десятилетий, нашли отклик в душе читателей – как послевоенной Финляндии, так и позднее – Европы, Японии, США, России, в том числе советского времени.

Истоки

Туве Янссон в 1923 году. Фото: wikipedia.org

Туве всегда подчеркивала огромную роль родителей, семьи в своем становлении как художника и писателя. Семья Янссон принадлежала к кругу шведоязычной интеллигенции Финляндии. Шведский язык, который по сей день сохранил статус второго государственного языка Финляндии (хотя своим родным языком его считают 5,5% жителей страны), в XIX – первой трети XX вв. был языком образованной части общества, художественной литературы и культуры.

Туве Янссон выросла в богемной семье: отец – Виктор Янссон (1886-1958) – был известным скульптором, мать – Сигне Хаммарштен (1882-1970), урожденная шведка, – видной художницей и иллюстратором. Туве с раннего детства начала рисовать, возможно, она научилась этому раньше, чем говорить. Младшие братья Туве также впоследствии выбрали творческие профессии: Пер-Улоф (1920—2019) стал фотографом, а Ларс (1926—2000) – художником и писателем. Мир искусства, творчества, в котором росли дети, прекрасно показан в автобиографических новеллах из сборника «Дочь скульптора».

Девочка выросла среди скульптур отца. Виктор Янссон любил приглашать в дом своих друзей-художников, при свете свечей и керосиновой лампы они играли на гавайской гитаре и балалайке, пировали. Его авторитет был в доме непререкаем, и матери приходилось подчас нелегко, ведь на ее плечи ложилось не только ведение хозяйства и воспитание детей, но и зарабатывание денег (любивший пошиковать Виктор Янссон быстро спускал свои гонорары).

Янссон и её мать на Кловхару, острове в архипелаге Порвоо, где у Янссонов был летний домик,1958 г. Фото: wikipedia.org

Сигне Хаммарштен родилась и выросла в Швеции, начала там работать учителем рисования. В возрасте двадцати восьми лет поехала учиться в Париж, где и познакомилась с молодым финским скульптором. После свадьбы молодые люди один год прожили в Париже, а затем переехали в Хельсинки. Стабильный доход семье приносила работа Сигне: она сотрудничала с журналами и книжными издательствами как иллюстратор, а в 1920-е гг. была принята на неполный рабочий день на должность художника в типографию Финляндского Банка, печатавшую банкноты. Сигне Хаммарштен также разрабатывала дизайн почтовых марок и более чем за тридцать лет работы создала около 200 почтовых марок Финляндии.

Дом-мастерская в Хельсинки, где выросла Туве, оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Она была очень привязана к родительскому дому, который оставила лишь в двадцать семь лет. Отношения с матерью были очень близкими. На ее коленях Туве и научилась рисовать. Будучи еще совсем ребенком, в возрасте около десяти лет, она осознанно начала помогать маме, и ее работы принимались издательством.

Важнейшей частью детских воспоминаний, вошедших в художественный мир Туве Янссон, стали летние каникулы. Она часто проводила лето у бабушки – на острове недалеко от Стокгольма. Эти впечатления легли в основу автобиографической повести «Летняя книга», в которой девочка София уезжает на лето на далекий остров вместе с бабушкой, сохранившей, несмотря на свой возраст, страсть к приключениям, чувство юмора и неиссякаемую фантазию.

Страшный «муууми-тролль»

Родителей радовали успехи дочери в изобразительном искусстве. В пятнадцать лет ей разрешили уйти из обычной школы и отправили учиться в Стокгольмскую школу искусства и дизайна. Там Туве изучала каллиграфию, декоративную роспись, художественное оформление книг и дизайн рекламы. Во время учебы в Швеции она жила в семье дяди Эйнара Хаммерштена – профессора-химика, который стал одним из «виновников» появления на свет муми-троллей. Именно от него Туве Янссон впервые услышала это слово. Чтобы отучить племянницу «хомячить» по ночам, дядя однажды предупредил ее, что «придет муууми-тролль, подышит ей холодом на шею, если она слишком часто будет по ночам лазить в шкаф с продуктами».

Туве Янссон. Фото: tovejansson.com

Первого муми-тролля Туве нарисовала, когда ей было шестнадцать. Как рассказывает ее племянница София, – на стене туалета на острове, где семья часто проводила отпуск. Туве назвала его Снорк, и он стал периодически появляться на ее рисунках как своеобразная эмблема или печать:

«Там шла очень бурная переписка, например, с братьями они о философских проблемах размышляли. И вот в один из дней как-то брат оставил там историю, какую-то надпись о Канте. Туве не могла придумать что-то в ответ ему и нарисовала какое-то существо. Тогда она сказала, что это было самое некрасивое существо, какое только она могла придумать. Это и был первый Муми-тролль».

В середине 1930-х гг. Туве Янссон активно работала как иллюстратор. Пойдя по стопам матери, стала рисовать для юмористического журнала «Гарм» (Garm) – форума для финско-шведских писателей, журналистов, ученых и иллюстраторов. С конца 1930-х годов журнал пытался выступать в роли рупора антифашистского общественного мнения. Туве Янссон нарисовала множество обложек со смелыми карикатурами, всегда подписываясь своим настоящим именем.

Рождение муми-троллей

В конце 1930-х годов Туве Янссон начинает писать книгу о семействе муми-троллей:

Туве Янссон. Фото: tovejansson.com


«Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь, начинавшееся словами: „Жили-были…“ Уже наполовину готовое повествование было забыто до 1945 года, когда неожиданно пришел один из моих друзей и сказал, что написанное мной, – кажется, детская книжка; допиши, мол, ее до конца и проиллюстрируй, возможно, повесть напечатают». (Туве Янссон. Из предисловия к изданию 1991 г.)

Этим другом был журналист Атос Виртанен, с которым Туве даже была помолвлена, но свадьба так и не состоялась. Благодаря его поддержке она действительно дописала и проиллюстрировала книгу.

В образах муми-героев воплотились черты близких Туве Янссон. Муми-мама и муми-папа – это, конечно, родители. Мама – источник тепла, любви и заботы, всегда готовая к приходу гостей (в кладовке у нее обязательно припасено что-то вкусное). Папа – время от времени впадающий в депрессию от спокойной и уравновешенной жизни в долине, который усаживает свою семью в лодку и переезжает на скалистый островок с маяком далеко в море. Друг и возлюбленный Туве – Атос Виртанен – стал прототипом одного из самых известных и симпатичных персонажей Муми-дола – Снусмумрика. Зеленая шляпа Снусмумрика была срисована с той, что носил Виртанен. Образ созерцательной и философствующей Туу-Тикки из повести «Волшебная зима» несет в себе черты Тууликки Пиетиля – художницы и скульптура, с которой Туве прожила последние сорок пять лет своей 87-летней жизни. Главный герой Муми-тролль, по признанию самой писательницы, – это её alter ego.

Рай. Картина маслом Туве Янссон. 1930-е годы. Фото: tovejansson.com

Именно в военные годы Туве покидает родительский дом, жить в котором ей становилось все труднее. Несколько лет она не могла найти подходящей студии, где можно было бы жить и работать. В конце лета 1944 года Туве повезло, она смогла снять помещение – дом с башней в Хельсинки. После бомбардировки города он был в ужасном состоянии:

«Здесь нет окон, повсюду трещины, от стен откололись большие куски, от камина и батарей ничего не осталось. Но все же это — моя большая мечта. Просторная столовая, рядом — небольшая комната, в которой можно жить». (Из дневника Туве Янссон).

Туве постепенно обустраивала помещение, которое она очень полюбила, а в начале 1950-х смогла его выкупить. Она устраивала здесь театральные представления, танцы, приглашала друзей, из-за чего соседи часто жаловались. Именно в башне на улице Улланлиннанкату Туве Янссон создала свои самые главные рисунки и истории о муми-троллях. Она прожила в этом ателье больше шестидесяти лет.

Первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение» увидела свет в 1945 году в издательстве Söderström и вовсе не была успешной. Изначально Туве Янссон написала ее на финском языке, но затем сама перевела на шведский. Позднее она считала эту книгу наименее удачной из всех произведений цикла. К тому же ей пришлось пойти на уступки шведским редакторам, которые отвергли первоначальное название «Муми-тролли и большое наводнение», мотивируя тем, что слово «mumintroll» будет для читателей непонятным и потому непривлекательным.

Вторая книга «Комета прилетает» вышла через год – в 1946 году в том же издательстве. Образы героев, от страха перед приближением кометы бросающих свои дома, были навеяны воспоминаниями о бомбежках военного времени. Эта книга также не вызвала особенного интереса у читателей, и издательство прекратило сотрудничество с Туве Янссон — все последующие произведения она публиковала в издательстве Schildts. В 1949 году театральный режиссер Вивика Бандлер поставила в Шведском театре спектакль по книге «Муми-тролль и комета». Автором пьесы и декораций стала сама Туве. Спектакль стал очень успешным. Кстати, это была первая книга Туве Янссон, переведенная на русский язык. Перевод был выполнен переводчиком-полиглотом Владимиром Смирновым и издан в 1967 году.

Муми-тролли покоряют мир

Только третья повесть – «Шляпа волшебника» (1948) – имела успех у читателей. Эта книга стала литературным прорывом 34-летней писательницы, получив положительную критику – как в Финляндии, так и в Швеции, и в итоге принесла ей мировую известность. Муми-тролли полюбились читателям разных стран, их стали издавать огромными тиражами. Необходимо было придумывать новые истории. В 1950-е-60-е годы в Финляндии вышли книги «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море». А также сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «Что дальше?», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Книжки-картинки Туве Янссон «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю» (1952 год), и «Кто утешит Кнютта?» (1960) до сих пор остаются необычайно популярными, постоянно переиздаются.

Фото: tovejansson.com

В 1952 году английское агентство Associated Press предложило Туве Янссон рисовать комиксы про муми-троллей на постоянной основе. Книги «Комета прилетает» и «Шляпа волшебника» были уже переведены на английский язык и пользовались успехом в Великобритании. Директор агентства Чарльз Саттон написал Туве письмо, в котором рассказал о своей идее:

«Мне пришло в голову, что «Муми-семья может стать интереснейшим комиксом, который необязательно будет адресован детям. Конечно, семья Муми-троллей всегда привлекает детей, но мы думаем, что эти замечательные существа могут быть использованы и в комиксах, и с их помощью автор сможет высмеять наш так называемый цивилизованный образ жизни».

Туве Янссон предложили выпускать по одному комикс-стрипу в день, при условии, что это будут забавные истории с продолжением, лишенные политики, смертей и упоминаний королевской семьи. Она согласилась, и был заключен семилетний контракт. Первый комикс «Муми-тролль и разбойники» появился на страницах лондонской газеты The Evening News с тиражом 12 миллионов экземпляров 20 сентября 1954 года. В течение семи лет публиковалось по шесть коротких комиксов в неделю! С муми-троллями познакомились миллионы людей по всему миру (позже права на комиксы купили другие европейские газеты).

Несмотря на то, что работа приносила стабильный высокий доход, вскоре она принесла неизбывный стресс: постоянное развитие сюжета, графики сдачи материала изматывали Туве Янссон. Сначала она лично рисовала каждую полоску комикса, вкладывая в это душу, но потом она начала уставать, и у нее уже не хватало времени ни на что другое. Тогда ей стал помогать брат Ларс, который и до этого был ее «правой рукой»: переводил комиксы на английский, помогал сочинять сценарии. Ларс Янссон более пятнадцати лет рисовал муми-комиксы и сделал из этого прибыльный бизнес. Также они вместе с Туве делали спектакли, писали театральные сценарии и тексты песен.

Туве Янссон с куклами в 1956 году. Фото: wikipedia.org

В конце 1950-х-1960-х началось триумфальное шествие муми-троллей по миру. По мотивам произведений Туве Янссон снимались телевизионные и мультипликационные фильмы, ставились спектакли, радиопостановки. Не только в Финляндии, но в Швеции, Германии, Японии, где Туве Янссон и ее герои были необычайно популярны. В начале 1990-х годов в Японии вышел сериал про муми-троллей, состоящий более чем из 100 серий. Туве несколько раз была в Японии, там проходили ее выставки, а принимали ее как голливудскую звезду.

Муми-СССР

До Советского Союза волна популярности муми-троллей докатилась позднее и пришлась на 1980-е-1990-е годы. Литературовед и переводчица скандинавской литературы Людмила Брауде вспоминала:

«Где-то в декабре 1992 года я рассказала писательнице о том, каким успехом пользуются книги о муми-троллях в нашей стране и сколько их опубликовано за последнее время, а также о письмах и откликах читателей на ее произведения. “Это — настоящий бум!” — сказала я. Задумчиво глядя перед собой, Янссон заметила: “Сейчас муми-бум во многих странах».

Почему же «белые бегемотики» оказались так востребованы, стали неким знаком интеллигентного советского детства? На этот вопрос нельзя ответить наверняка, мы можем лишь строить догадки.

Популярность книг про муми-троллей, вероятно, объясняется психологической точностью и тем мастерством, с которым писательница балансирует между миром детей и миром взрослых. Это не просто увлекательное чтение для детей, но многогранные художественные тексты, занимающие филологов, психологов, философов, искусствоведов в той же мере, что и читателей всех возрастов. С жителями Муми-дола все время что-то случается, они страдают, борются с одиночеством и ищут себя, но в конце всегда возвращаются домой — в уютное и теплое место, где всегда пахнет вкусной едой, где тебя любят и ждут... и не конопатят мозги идеологией.

Кроме того, книгам Туве Янссон несомненно повезло с переводчиками. Первыми и лучшими переводами книг финской писательницы были работы Владимира Смирнова: они выходили тиражами 75-100 тыс. экземпляров, постоянно переиздавались. Позднее истории про муми-троллей переводили Людмила Брауде, Нина Белякова, Ирина Токмакова.

Большую роль в «популяризации муми-троллей», вероятно, сыграла и серия прекрасных мультфильмов «Муми-тролль и другие», «Муми-тролль и комета» и «Муми-тролль и комета: Путь домой», снятых в 1978 году режиссером Аидой Зябликовой. Сценаристом и автором текста песен была Людмила Петрушевская, а роли озвучивали Зиновий Гердт, Рина Зелёная, Юрий Яковлев, Ольга Гобзева

В тени Муми-дола

Слава тяготила Туве Янссон, она все больше мечтала об уединении. Став одной из самых богатых женщин Финляндии, она смогла осуществить свою мечту и приобрела небольшой остров – Кловхарун – в Финском заливе, где проводила каждое лето с 1964 по 1992 год. Жизнь на острове была абсолютно лишена не только роскоши, но даже обычных бытовых удобств. Но Туве самозабвенно любила эти скалы, бушующее море и крики чаек, парящих над волнами.

При всей многогранности своего таланта, Туве Янссон всегда мечтала реализовать себя в первую очередь как живописец. Однако слава, которая буквально обрушилась на нее после мирового успеха книг о муми-троллях, сделала ее мечту едва осуществимой, ведь придумывание новых сюжетов и рисование иллюстраций занимало почти все свободное время. Туве Янссон закончила писать истории о муми-троллях в 1970 году – в год смерти матери. Позднее она писала только «взрослую» прозу: в основном повести и рассказы о человеческих взаимоотношениях, их хрупкости и уязвимости, о дружбе, любви и одиночестве. Помимо уже упомянутых «Летней книги» (1972) и «Дочери скульптора» (1978), это сборники «Умеющая слушать» (1971), «Путешествие налегке» (1987), «Честная игра» (1989), «Письма Клары» (1991), «Серый шелк» (1971-1991). Последним опубликованным произведением Туве Янссон стала автобиографическая дневниковая проза «Записки с острова» (1996).

Фенхель. Картина маслом Туве Янссон. 1970-е годы. Фото: tovejansson.com

Туве Янссон умерла в Хельсинки в июне 2001 года в возрасте 87 лет. За свою долгую жизнь она была удостоена множества национальных и международных премий. В 1966 году Янссон получила Премию имени Ханса Кристиана Андерсена — высшую награду в области детской литературы:

«Стать лауреатом Международной Золотой Медали, носящей имя Ханса Кристиана Андерсена, — необычайно ответственно, — сказала она. — Но, как это ни странно, я не ощущаю привычного бремени, которое налагает чувство ответственности. Я просто счастлива».

Персонажи книг о муми-троллях на фюзеляже самолёта финской авиакомпании Finnair. Фото: wikipedia.org