САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Читательский дневник для ЕГЭ. «Мцыри»

Как вести читательский дневник так, чтобы он оказался главным помощником перед экзаменом - рассказываем и показываем

Иллюстрация к поэме 'Мцыри' / худ. И. Глазунов
Иллюстрация к поэме 'Мцыри' / худ. И. Глазунов

Текст: Татьяна Шипилова

Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ любой школьный учитель или репетитор по литературе скажет, что самая главная шпаргалка - читательский дневник. Чтобы не перечитывать за неделю до экзамена все тексты школьной программы или даже краткие содержания по ним, легче заранее подготовить для себя, любимого, тетрадку со всем тем, что может пригодиться на экзамене.

Год ЕГЭратуры решил помочь в этом школьникам и периодически будет публиковать варианты читательских дневников по произведениям, входящим в кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

Начнём с одного из самых "простых" с точки зрения составления читательского дневника текстов - поэмы "Мцыри" М. Ю. Лермонтова. Почему простых - потому что там всего один персонаж, на примере которого легко показать и рассказать, что нужно обязательно отображать в такой справке.

Необходимые пунктыПроизведение
ФИО автораМихаил Юрьевич Лермонтов
Название"Мцыри"
НаправлениеРомантизм
Год создания, род, жанрНаписана в 1839 г., лироэпос, поэма
КонфликтПротивостояние двух состояний человека: свободы и неволи
ИдеяЖажда свободы, невозможность жить в неволе
ГеройМцыри
- детали портрета (если есть)В детстве: "пуглив и дик", "слаб и гибок как тростник"; будучи взрослым: силён, на равных сражается с барсом ("уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов"); при смерти: "бледен и худ"
- черты характера / речевая характеристика"Угрюм и одинок", "слезы не знал я никогда", "душой дитя, судьбой монах"
- судьбаМцыри родился и вырос на Кавказе; "однажды русский генерал", его пленивший, оставил больного ребенка "лет шести" в "стенах хранительных". Мальчик жил в монастыре, готовый "изречь монашеский обет", как "вдруг однажды он исчез". Три дня скитался, был найден и монаху перед смертью, в которой уверен, рассказал о своём побеге. Поведал о мятежности и жажде свободы: "обняться с бурей был бы рад", "рукою молнии ловил"; сражении с барсом: "удар мой верен был и скор". Уверенный, что умирает, просит похоронить его в саду, откуда "виден и Кавказ"
Особенности композицииКомпозиция кольцевая: действие заканчивается там, где началось, что подтверждает замкнутость пространства, безвыходность положения героя. Разделение на главы тоже важно для понимания идеи: 1-2 - о монастыре и жизни героя в нём, 3-26 - монолог героя о трёх днях, проведенных на воле
- экспозиция1 главка, в которой рассказывается о месте действия: "там... был монастырь"; начало 2 главки, где рассказывается о том, как "русский генерал... / ребенка пленного он вёз. / Тот занемог...", после чего мальчик "в стенах хранительных остался"
- завязкаОкончание 2 главки, где упоминается про побег: "как вдруг однажды он исчез"
- развитие действияРассказ героя о том, что с ним было за эти три дня: "что делал я / На воле? Жил...": "рукою молнии ловил", видел "седой незыблемый Кавказ", "вспомнил я отцовский дом", слушал "грузинки голос молодой"
- кульминацияБой с барсом - 17 главка: "Бой закипел, смертельный бой!" Интересно: барс во время битвы "застонал, как человек", а сам герой себя ощущает "как барс пустынный, зол и дик" - происходит слияние животного и человека, и каждый из них похож в этот миг на соперника
- развязка23 главка - сон, песня рыбки золотой: "Останься здесь со мной... / Пройдут года, пройдут века / Под говор чудных снов", как будто призыв вернуться обратно в монастырь, где "и холод, и покой"
- эпилогВозвращение в монастырь - 24 главка: "Так я найден и поднят был..."; просит положить его туда, где "виден и Кавказ", с надеждой, что ветер ему пропоет "про милую страну... / И с этой мыслью я засну, / И никого не прокляну"

Такой подробный (даже в некоторых местах повторяющийся) читательский дневник, во-первых, фокусирует внимание на важных деталях, во-вторых, помогает запоминать сюжет и характеристику персонажа через небольшие, ёмкие цитаты, какие-то из которых наверняка запомнятся и всплывут в нужный момент на экзамене.