САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Школа vs репетитор: как лучше готовиться к ЕГЭ

Новый московский эксперимент направлен на помощь школьникам или на устранение извечной конкуренции? Пробуем разобраться

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

Как стало известно из недавних новостей, Москва начинает эксперимент, в котором участвуют 400 городских школ. Суть проекта заключается в том, что одиннадцатиклассникам во втором учебном полугодии не нужно будет посещать часть предметов, вместо которых для них организуют профильные практикумы для подготовки к ЕГЭ. То есть, условно говоря, если раньше химию / биологию / физику / информатику / английский / астрономию изучали на протяжении всего учебного года, то теперь по этим дисциплинам годовые оценки ученики получат перед новогодними каникулами, чтобы после отдыха сосредоточиться только на тех предметах, которые им нужны для поступления в вуз. Ну и плюс шесть обязательных дисциплин и «разговоры о важном».

С одной стороны, как утверждается в новости, такие перемены назрели давно. Действительно, основной задачей выпускников становится успешная сдача ЕГЭ. Но вот выбранный метод и уж тем более тезис о том, что теперь-де услуги репетитора станут не нужны, что позволит сэкономить время и семейный бюджет, не кажутся ли преждевременными?

Если вспомнить программу 11 класса, то в нее, как правило, входят следующие дисциплины:

  • русский язык;
  • математика (алгебра и геометрия);
  • литература;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физкультура;
  • обществознание;
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • информатика и ИКТ;
  • астрономия;
  • география;
  • ОБЖ.

В некоторых школах есть еще экономика, право, родной язык и родная литература.

В расписании для всех предлагается оставить шесть «важных для личности и здоровья предметов»:

  • русский язык;
  • математику (алгебра и геометрия);
  • литературу;
  • историю;
  • обществознание;
  • физкультуру.

Ну и «разговоры о важном», куда ж нынче без них.

В принципе да, если убрать у выпускников 8 других предметов, то действительно времени на подготовку как будто бы станет больше. Только вот из этих 8 все равно для поступления в вуз нужны 2-3 дисциплины точно, и получается, что ученики могут «избавиться» лишь от 5-6 предметов, куда будут входить, естественно, география (уж очень редко ее сдают), ОБЖ и астрономия (которые не сдают вовсе).

«Гибкий план» подразумевает наличие практикумов по выбранному предмету, на которых ученикам (заранее разделив их на группы по уровню знаний) помогут разобрать и отработать трудные задания. Так и предполагается оставить репетиторов за бортом. Коварный, конечно, план. Но сработает ли он на деле?

Попробуем разобраться

Безусловно, есть профильные школы и классы, в которых может делаться упор на необходимый предмет, но, увы, добавление практикумов не спасет ситуацию: если в профильном классе 99% учащихся готовится к ЕГЭ по физике, то и на практикумах будут сидеть те же самые 99%, что никак не может обеспечить того индивидуального подхода, который подразумевается в работе с репетитором.

Более того, ВШЭ добросовестно посчитала, во сколько раз вырос спрос на услуги репетиторов (оказалось, что на 34%), и в тройке самых востребованных предметов оказались информатика, биология и… литература.

Из этой тройки спрос на репетиторов как минимум двух предметов объясняется довольно просто. До сих пор школьная программа по информатике, мягко говоря, не совсем совпадает с требованиями ЕГЭ по этой дисциплине. По литературе же все обстоит еще плачевней: ее легким мановением указки учителя запросто заменяют русским языком, когда это необходимо (простите, но русский сдают все, а литературу – единицы), а если не заменяют, то на уроках просто рассказывают выученные наизусть стихи, пересказывают прочитанный текст и отвечают на вопросы, далекие от формата ЕГЭ.

Буквально сегодня от ученицы на свой вопрос «Расскажите, пожалуйста, что вы поняли о пьесе «Горе от ума» после того, как прошли ее в школе?» услышала в ответ: «Я поняла только, что мы в школе вообще не занимаемся литературой. Из нашей с вами переписки позавчера я поняла про пьесу больше, чем после трех недель изучения в школе. Мы просто пересказывали, что происходило в каждом явлении».

Более чем красноречиво звучит, не правда ли? Не думайте, что я набиваю себе цену как репетитор, но действительно из-за того, что у меня 8 учеников, а не 108, я могу с каждым вести переписку 24/7 и разбирать его отдельные ошибки. У меня нет классного руководства / конкурсов / экскурсий / олимпиад / электронного журнала, которые отнимают огромное количество времени и сил.

Более того, озвученная статистика лукаво сообщает, что также «в числе популярных предметов обществознание, физика, математика и химия», как будто намеренно игнорируя русский язык. А тем временем моя статистика показывает, что в одной из ведущих онлайн-школ в России спрос на репетиторские услуги по русскому языку соотносится со спросом на репетитора по литературе примерно 25:1. То есть преподавание самого базового школьного предмета, который «продолжат углубленно изучать», изначально не устраивает большинство школьников (а скорее всего, их родителей) начиная примерно с 5-го класса. Тогда каким волшебным образом новые «гибкие планы» помогут ученикам подготовиться к сдаче обязательного для всех экзамена силами только школьных занятий? Ответ очевиден: никаким. И опять все возвращается к репетиторам, которые обеспечат индивидуальный подход и не только проработку каждого задания отдельно, но и поставят баллы и объяснят, почему эти баллы были потеряны.

Тогда что же делать? Ничего не менять? Дальше перегружать детей и требовать от них только результат?

Нет, изменения в планах и подходе к обучению в 10-11 классах действительно назрели давно. Но подобные эксперименты, как мне кажется, никаких весомых результатов не дадут. Некоторые учителя до сих пор свято верят, что их ученики «никогда не пользуются услугами репетиторов!», как будто каждый выпускник считает своим долгом сообщить учителю о своих занятиях вне школы.

Изменения, как видится, должны быть не из разряда «мы хотим, чтобы репетиторскими услугами не пользовались», что, конечно, утопия. Нужно «гибким» делать не план, а саму школьную программу, которая в нынешнем ее виде не позволяет учителям корректировать занятия и подстраиваться под нужды выпускников. Нужно работать с кадровой системой и уменьшать административную нагрузку на учителей, которые постоянно должны помимо своей основной работы выполнять еще кучу всего остального, что на этот пресловутый индивидуальный подход времени у них физически не остается.

Ну и в конце концов, большую часть школьной программы по любому предмету можно сжать настолько, чтобы успевать проходить ее за 10 классов, оставляя последний год как раз на те самые практикумы по профильным дисциплинам. Тогда, возможно, и будет толк. А пока Департамент образования Москвы как будто изображает сожаление по поводу роста рынка репетиторских услуг, который «сегодня оценивается почти в 100 миллиардов рублей». А из этих репетиторов наверняка ж еще и добрая половина налогов не платит.

Что ж, «а Васька слушает, да ест».