САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Фонарик Нико Пиросмани

160 лет назад родился Нико Пиросмани — художник, сумевший передать живую глубину южной ночи

Автопортрет Пиросмани, 1900 год  / stock photo
Автопортрет Пиросмани, 1900 год / stock photo

Текст: Дмитрий Шеваров/ РГ

У Пиросмани есть картина "Лекарь на осле". Быть может, это лучший портрет доктора во всей мировой живописи. Такого врача мы все ждем в детстве, когда болеем: ласкового, в мягкой шляпе, с зонтиком и обязательно на ослике.

В кахетинском селе Бушети один старик показывал мне свой виноградник. Тихое торжество было написано на его лице. Мы шли по узкой сухой тропинке, старик иногда садился на корточки у лозы и говорил что-то ласковое по-грузински. "Зачем это вы?" - спросил я.

Нико Пиросмани. Лекарь на осле. Фото: wikiart.org

- Чтобы лоза знала, что я здесь, что я живой. Я так каждый вечер хожу - где постучу, где приласкаю. Так мой отец делал и дед. Лоза любит, чтобы с ней поговорили.

Потом мы сидели на веранде и смотрели, как солнце заходит. "А вот за той горой, - сказал старик, - село Мирзаани. Там наш Нико родился, Пиросмани".

Нико Пиросмани. Кутеж. 1906 год. Государственный музей Востока

Я посмотрел на гору, подернутую синим туманом, спеленатую облаками.

- Это далеко?

- Раньше было недалеко. А сейчас далеко.

Нико Пиросмани. Жираф. Фото: wikiart.org

Пока я думал над этими загадочными словами, стемнело. Всего за какие-то десять минут исчезли и горы, и небо, и виноградники, и Цинандальское шоссе. Старик ушел в дом, а когда он опять возник в дверном проеме, то я увидел его будто нарисованным на черной клеенке.

Черная клеенка до сих пор не дает покоя искусствоведам. Как Пиросмани нашел эту гениальную технику - рисовать на клеенке и не черным по белому, а белым по черному, не используя вовсе черной краски?

Наверное, только черная клеенка может передать живую глубину южной ночи. Пиросмани извлекал из этой глубины кувшины, бочонки с вином, воздушные шарики, грустных князей с обвислыми усами, барашков и косуль, оленей и львов, верблюдов и ослов, рыбаков и духанщиков... Пиросмани выхватывал их всех из тьмы, будто шел с фонариком.

...Из темноты вдруг ясно послышалось, как прошел поезд. Я удивленно посмотрел на старика, потому что приехал на машине и не знал, что здесь, в горах, есть железная дорога. "Да, это вечерний пошел. Завтра утром в Тбилиси будет..."

В Бушети поезду не положена остановка, но он всегда тормозит тут в условленном месте и машинист притворно ругается на бедных кахетинцев, чтобы поторапливались с посадкой.

Нико Пиросмани. Князь с рогом вина. 1908. Фото: wikiart.org

Пиросмани рисовал этот поезд. Одна его картина так и называется: "Кахетинский бурдючный поезд".

Покинув свое родное село еще мальчиком, Пиросмани тосковал о деревенской жизни. Это видно и по его картинам, где городских сюжетов почти нет. Говорят, что летом он покупал скошенную траву, чтобы, засыпая на ней, представлять себя дома, в деревне.

На этом фотоснимке Нико Пиросмани напоминает святого с древней фрески (Дмитрий Шеваров). Фото: wikiart.org

Когда незадолго до Первой мировой войны его пригласили на свое собрание художники, он, послушав их внимательно, сказал: "Вот что нужно, братья. Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи..."

Художники поглядели на него как на чудака. Потом была война, потом другая, потом отходили от второй и готовились к третьей. Так и забыли все про слова Пиросмани, очень похожие на завещание. Но, быть может, где-то на свете и стоит большой деревянный дом. Там посреди большого стола виднеется большой самовар. Там тихо течет вечерний разговор, а за слегка запотевшими окнами медленно опадает роща.

Нико Пиросмани

  • У меня башка в тумане:
  • оторвавшись от чернил,
  • вашу книгу, Пиросмани,
  • нынче утром я купил.
  • И совсем не по эстетству,
  • а как жизни идеал,
  • помесь мудрости и детства
  • на обложке увидал.
  • И меня пленили странно -
  • я певец других времен -
  • два грузина у духана,
  • кучер, дышло, фаэтон.
  • Ты, художник, черной сажей,
  • от которой сам темнел,
  • Петербурга вернисажи
  • богатырски одолел.
  • Жизни будущей открыта
  • непутевая жена,
  • та актерка Маргарита
  • щедрой кистью прощена.
  • ...Вы народны в каждом жесте
  • и сильнее всех иных,
  • эти вывески на жести
  • стоят выставок больших.
  • Ярослав Смеляков

Песенка о художнике Пиросмани

  • Что происходит с нами,
  • когда мы смотрим сны?
  • Художник Пиросмани
  • выходит из стены,
  • из рамок примитивных,
  • из всякой суеты
  • и продает картины
  • за порцию еды.
  • Худы его колени
  • и насторожен взгляд,
  • но сытые олени
  • с картин его глядят,
  • красотка Маргарита
  • в траве густой лежит,
  • а грудь ее открыта -
  • там родинка дрожит.
  • И вся земля ликует,
  • пирует и поет,
  • и он ее рисует
  • и Маргариту ждет.
  • Он жизнь любил не скупо,
  • как видно по всему...
  • Но не хватило супа
  • на всей земле ему.
  • Булат Окуджава