САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Роман Сенчина

В день своего рождения — 2 декабря Роману Сенчину исполнился 51 год — и в год 15-летия со дня выхода романа «Елтышевы», ставшего визитной карточкой писателя, он представил на non/fictio№24 его переиздание

Фото: Людмила Прохорова
Фото: Людмила Прохорова

Текст: Людмила Прохорова

«Елтышевы» — семейная сага на фоне болезненного угасания русской деревни. Новое издание вышло в «Редакции Елены Шубиной». Модератором встречи выступила литературный критик и эссеист Валерия Пустовая.

Отвечая на вопрос, чем было вызвано желание издательства переиздать роман и в чем его актуальность на сегодняшний день, Сенчин отметил, что сам предложил издательству перевыпустить «Елтышевых». Издательство, к большой радости автора, согласилось и дополнило книгу ретроспективой рецензий, которые успели появиться за пятнадцать лет. Отзывы при этом разные: от «ужас, ужас, ужас» от Майи Кучерской до «надо включить в школьную программу» от Константина Мильчина.

«Когда я перечитывал [роман перед публикацией], исправлял кое-какие стилистические и фактологические ошибки, то подумал, что этот текст может кого-то оберечь, может быть, даже поддержать… Я получал за эти годы слова благодарности от людей, которым эта книга помогла», — сказал Сенчин.

Семью, которая стала прототипами Елтышевых, автор наблюдал в той же деревне, где жил с родителями в 90-е и 2000-е. Некоторые эпизоды, которые в жизни оказались даже страшнее, чем есть в книге, написать не удалось. «Говорят, что бумага всё стерпит, но вот у меня не стерпела, не приняла», — поделился автор.

Но кто же такие Елтышевы — «другие», исключительный случай и социальное явление или потенциально каждая вторая семья?

«Я разделяю точку зрения, что бытие определяет сознание. Когда человек остается один на один со своими проблемами, то он долго ’’духовной пищей’’ сыт не будет. Елтышевы долго сопротивлялись, чтобы не стать люмпенами, но не смогли. <...> Говорят, что деревни умирают, но они умирают, умирают и никак не могут умереть. Подпитываются городскими жителями, которые в старости приезжают в деревни и там доживают свой век. Но в деревне жить постоянно сложно и тоскливо и далеко не всем там удается выжить. <…> Многие меня упрекали в том, что я деревню нарисовал одной краской. Но в ’’Зоне затопления’’ меня упрекали за другое: за то, что я ее изобразил идеалистически… Как я заметил, чем ближе лежит деревня к городу, тем она хилее и нежизнеспособнее, а чем она дальше, в Сибири или на Урале, тем она автономнее и готова сама себя кормить», — отметил Сенчин.

Валерия Пустовая заметила, что роман «Елтышевы» не только об угасании деревни, но и об угасании и падении семьи: «Кажется, что еще до того, как была сделана роковая ошибка Елтышева-старшего на службе, у них в семье произошло оскудение сил, затухание любви».

Роман Сенчин с этим не согласился: «По-моему, это нормальная, не в смысле хорошая, но нормальная семья. Муж с женой работают и зарабатывают, не сказать, что они живут какой-то супердуховной жизнью, но вот так. Он теряет работу, она не может вынести клеймо позора и остаться в библиотеке, они уезжают в деревню. Все несчастные семьи несчастны по-разному. Но я бы не сказал, что они какие-то особенно ’’уставшие’’… обычно уставшие, как и многие из нас».

На вопрос, рад ли Сенчин, что именно «Елтышевы» стали его визитной карточкой, писатель ответил так: «Когда даже пишешь рассказ на несколько страниц, то думаешь, что он перевернет мир, люди станут другими, но вот он выходит… и ничего. Отзывов становится все меньше и меньше… Но визитную карточку выбирает не автор, выбирают критики и читатели. Может быть, это и справедливо».

— Почему вы вообще начали писать, что сподвигло? Почему выбрали житейскую тему? — спросили из зала.

— Писать я стал еще в школе, потому что не любил делать домашнее задание. У меня был рабочий стол, я сидел за ним и что-то писал. Родители были довольны, пока в конце четверти не вылезали хвосты. Мне вначале нравились какие-то приключенческие романы, а потом я стал обращать внимание на случаи в школе, во дворе, в семье. И вот так я пришел к бытописательству. Воображение у меня слабо развито, поэтому, к сожалению или не к сожалению, все сюжеты берутся из жизни. Я бы очень хотел написать умный детектив, но у меня нет к этому способностей.