Текст: Борис Кутенков
13 декабря не стало поэта и культуртрегера Александра Корамыслова – автора журналов «Арион», «Воздух», «Волга» (Саратов), «Вещь» (Пермь), «Урал» (Екатеринбург), «Крещатик» (Германия) и др., номинатора на литературные премии «ЛитератуРРентген» (Екатеринбург, 2008-2011), «Премию П» (Кыштым, 2009), регионального представителя в Удмуртии литературного интернет-журнала «Новая реальность», члена Всероссийского Товарищества поэтов «Сибирский тракт» (2008), участника Первого Всесоюзного и Второго Международного фестивалей молодой поэзии в Москве (1991 и 1994), организованных Союзом молодых литераторов «Вавилон», и др. Материалы в память о Корамыслове публикует ряд изданий, в том числе и «Коммерсант», и «Аргументы и факты». С Александром Корамысловым автор этих строк работал над книгой Алексея Сомова «Грубей и небесней», и биографический текст «Ничего, кроме света» (опубликованный в первом томе антологии «Уйти. Остаться. Жить», а потом в книге Сомова) всегда приводит как пример биографически корректного, умного мемуара.
(Несмотря на то, что герой корамысловского эссе был объективно человеком не самым лёгким в общении и перед своим уходом порвал многие связи, в том числе с близкими друзьями, Александру удалось написать об этом деликатно и умно, без «желтизны», без очернения, но и без эзопова сокрытия нелицеприятных фактов.) Уже вслед за «Грубей и небесней» Александр Корамыслов выпустил отдельную книгу танкеток (любимый Александром жанр и активно им разрабатываемый) Сомова – такая у нас была договорённость, что полноценное издание будет первым. Многие годы Корамыслов работал в Музее истории и культуры Воткинска, был организатором литературных вечеров в музее, много делал как культуртрегер для литературной жизни своего региона. Но внимания, конечно, в первую очередь заслуживают его стихи: перечитать подборку Александра Корамыслова можно в журнале Prosodia.
Портал «Правмир» публикует интервью Александра Архангельского – как все последние по времени беседы с этим писателем и культуртрегером, утешающее без обмана. Об итогах года: «Почему работа? Я работал много. Даже когда сил не было. Я всегда жил по принципу — помирать собрался, а рожь сей. И если бы я потерял возможность работать, наверное, психика моя не выдержала бы. <...> И много сделано за этот год. Я могу сказать, что с точки зрения производственной год очень удачный. С точки зрения психической — катастрофический. На этих полярных весах катастрофы и труда этот год и строился». О чтении новостей: «…я стараюсь их читать пореже. Некоторая аскетическая дисциплина вещь полезная, особенно в переломные моменты истории. Такие дискуссии — это избыточно, правда? Без этого можно жить. <…> Да, человек слаб. Я тоже. Иногда зацепишься взглядом и нырнешь в эту мутную воду. Но главное вовремя вынырнуть и не захлебнуться». О побочных эффектах катастроф: «Я понял также, что умею работать в ситуации, когда не работается. Это скорее хорошее. Что, наверное, мне хватает сил разговаривать с очень разными людьми в ситуации, когда не хочется разговаривать ни с кем. Даже с самим собой. Эти открытия были сделаны» и многом другом.
В «Интерпоэзии» Марина Гарбер пишет о книге Александра Кабанова «Исходник», о новых смыслах и о том, как с этими смыслами работает современная лирика: «И в “минуты роковые” поэзия продолжает рассказывать человеку о нем самом, не задаваясь целью формирования в нем того «морального минимума», на котором традиционно настаивают религия и классическое искусство. Она обращается ко всякому и, при этом, всегда к конкретному – и к оглушенному болью, и к захлебнувшемуся отчаянием, и к пораженному страхом, и даже к духовно захлопнутому человеку, при этом четко осознавая величину риска остаться неуслышанной. Стихи Кабанова – в том числе и об этом…»
«Новый мир» анонсирует последний выпуск книжной рубрики Сергея Костырко, которую он вёл много лет (на днях вышла книга его критических статей «Критика-2»). В завершающем выпуске – о книгах Михаила Велижева «Чаадаевское дело: идеология, риторика и государственная власть в николаевской России» и Евгения Добренко и Натальи Джонссон-Скрадоль «Госсмех. Сталинизм и комическое»). Журнал также представляет новую рубрику «Проездиться по России»: «Ассоциация союзов писателей и издателей (АСПИ) — объединение четырех крупнейших союзов писателей и Российского книжного союза. Писатели самых разных направлений и взглядов собрались вместе для поддержки текущей словесности и литературного процесса. Организация мастерских для начинающих литераторов, помощь писателям в трудной ситуации, создание сети литературных резиденций, творческие командировки писателей — число масштабных проектов АСПИ, охватывающих всю Россию от Калининграда до Чукотки, продолжает расти. Сегодня мы представляем один из проектов — “Творческие командировки”. АСПИ возрождает традицию поездок писателей по стране для встреч с читателями, участия в крупнейших литературных событиях регионов, продвижения современной российской литературы. В новой рубрике “Проездиться по России” («Нужно проездиться по России» — совет Н. Гоголя) писатели, побывавшие в командировках АСПИ, расскажут о своих впечатлениях…»
Впечатлениями делятся Максим Амелин, Ольга Аникина, Иван Шипнигов и другие. Ольга Аникина: «Выступление в библиотеке им. Каверина, которое намечалось на вечер 24 августа, Комитет по культуре Псковской области перенес на утро, на десять часов. Когда я ехала в библиотеку, я, честно сказать, боялась, что, пожалуй, вряд ли кто-то из читателей придет на такую раннюю встречу. Как я ошиблась! Когда я вошла в переполненный зал, где на шести или семи рядах стульев не было свободного места, мне могли позавидовать многие авторы, выступающие в столицах! В этот день мы с читателями говорили о призвании врача и призвании писателя, об эмоциях, которые являются топливом человеческой жизни, и ради которых, по большому счету, и пишутся книги…»
Ольга Новикова, редактор отдела прозы «Нового мира»: «В 13:30 мы поехали на встречу с читателями в Центральную районную библиотеку имени А. С. Пушкина. Представляя меня, директор библиотеки подробно рассказала о всей моей литературной семье и о том, что они ориентируются в море современной литературы с помощью статей Лизы и Вл. Новиковых, напечатанных в “Новом мире”. Не обошлось и без вопроса о том, как напечататься в “Новом мире”. (И не успела я вернуться домой, как получила рассказы автора, которая присутствовала на встрече.)».
«Горький» публикует любопытный материал к юбилею Агнии Барто. В разделе «Барто, о которой не принято говорить»: «Из воспоминаний современников Агнии Львовны складывается светлый образ добросердечной детской поэтессы с идеальной биографией. Однако были в этой биографии и темные пятна, о которых умолчали советские издания. Барто неоднократно участвовала в травле своих коллег. Одной из первых ласточек стало коллективное письмо от сотрудников редакции детского издания «Искорка», опубликованное в первом номере “Литературной газеты” за 1930 год. Среди подписавшихся была и Агния Львовна. Авторы письма критиковали “литературную группировку” журнала «”Еж”, называя ее «идеологически враждебной». Таким образом, Барто выступила против главного консультанта, идеолога журнала и одного из своих наставников — Самуила Маршака…» О других моментах жизненного пути: «Возможно, поэтесса действительно оставалась верна советской идеологии или просто старалась избегать конфликтов с властями, как и многие ее коллеги по цеху. Так или иначе, она была и остается одним из самых любимых детских авторов, и это не единственная ее заслуга: с 1965 по 1973 год она вела передачу “Найти человека” на радиостанции “Маяк”, помогая разлученным войной людям найти друг друга. Спорные моменты ее жизненного пути упоминаются многими мемуаристами лишь вскользь, до сих пор оставаясь загадкой для биографов и исследователей творчества поэтессы…» О встречах с Маяковским: «Поговорить с Маяковским в тот момент для Барто было особенно важно: она уже долгое время терзалась мыслями, не стоит ли ей оставить детскую литературу и начать писать для взрослых. Ответ на незаданный вопрос пришел сам собой: после выступления перед детьми со стихотворением «Кем быть?» Маяковский, спустившись с эстрады, заявил трем молодым поэтессам, среди которых была и Барто: «Вот это аудитория! Для них надо писать!»
Журнал «Знамя» провёл опрос «Жизнь библиотек в российских регионах». Говорит Елена Бердникова (Курган): «В ситуации фактического дефицита литературы на русском трудно переоценить роль толстых журналов. По отзывам библиотекарей, каждый номер каждого журнала прочитывают несколько человек, непрочитанных, нечитаемых выпусков нет. Люди ценят эту форму жизни литературы, несмотря на то что у журналов и их авторов нет никакой рекламы. Библиотека имени Маяковского подписана на журналы “Звезда”, “Дружба народов”, “Москва”, “Нева”, “Наш современник”, “Юность” и другие. При этом с середины 2021 года подписки на «Знамя» нет: в открытом доступе только относительно недавние архивные номера…» Алексей Голицын (Саратов): «Понятно, что пандемия отразилась, в первую очередь, на публичных встречах с читателями. Для Саратова нормальная аудитория поэтического вечера — двадцать человек. Тридцать — успех, а пятьдесят — фурор. Знаю, что и в других крупных городах такая же ситуация. Ковид лишил и эту небольшую группу возможности очного диалога. Сейчас ограничения сняты, но вернуться к практике регулярных литературных встреч оказалось сложно в силу инерции. Написал и вспомнил, что был на презентации сборника стихов не далее как на прошлой неделе…»
В поэтическом разделе – стихи Александра Переверзина:
- Я хожу по листьям и врачам,
- по пустым электропоездам,
- галочку поставил я не там.
- Что хочу? Не плакать по ночам.
- Я перескажу тебе лайфхак:
- если завернуть в салфетку страх
- и развеять в полночь над болотом,
- над молочным снежным Рождеством,
- с книгами и прочей позолотой, —
- раскачают длинные часы
- тополя, надгробие и дом
- средней и зелёной полосы.
- Постучался в двери философ,
- правду, говорит, тебе принёс.
- Я не буду, обгорев до слёз,
- к этой правде никогда готов.
- Помнишь, мы увидели за дверью
- тёмный разделительный покой?
- Прикоснись же к моему неверью
- мокрой и смирительной щекой.