Текст: Елена Шулепова
Большой поэт, фронтовой поэт, шестидесятник - это все о Борисе Слуцком. Пожалуй, самое известное его произведение - "Лошади в океане". Эти стихи, положенные на музыку, наверное, знают все, даже те, кто ничего не слышал о поэзии Слуцкого, да и вообще "стихов не читает". Последние годы Борис Слуцкий провел в Туле, у брата. Здесь и умер. Но в городе оружейников нет ничего, что напоминало бы о нем. Нет мемориальных штрихов и в Москве, где он жил, и уж тем более в Славянске (ДНР), где он родился 7 мая 1919 года. Осталось лишь гранитное надгробие на его могиле на Пятницком кладбище в Москве.
В 2019 году, когда отмечали столетие со дня рождения Бориса Слуцкого, "Российская газета" писала о том, что в Туле на улице Николая Руднева на доме, где жил поэт, к сожалению, нет памятной таблички. Не появилась она и спустя четыре года. Причина банальна: в соответствии с положением, утвержденным в свое время гордумой, нужно "ходатайство юридических лиц, общественных организаций". Обращения физических лиц не рассматриваются. Ходатайствовать могли бы члены Тульского отделения Союза писателей, но они, как видно, заняты чем-то более важным, чем сохранение памяти о поэте-фронтовике.
Кандидат педагогических наук, доцент Тульского педуниверситета имени Л. Н. Толстого Дмитрий Овчинников - один из тех самых физических лиц, чей голос чиновники не слышат. Он был дружен с племянницей поэта тулячкой Ольгой Ефимовной Слуцкой-Фризен, которая хорошо помнила своего известного дядю. Ольга Ефимовна умерла два года назад, своими воспоминаниями о беседах с ней, ее рассказами о тульском периоде жизни поэта поделился с "РГ" Дмитрий Овчинников.
В Туле Борис Слуцкий поселился после ряда испытаний. Ему пришлось выступать в Союзе писателей против Бориса Пастернака. Не ходить на это заседание Слуцкий не мог: был членом правления Союза. Кроме того, у Бориса Абрамовича был "неблагонадежный" родственник - двоюродный брат Меир Амит, живший в Израиле крупный военный разведчик. Слуцкий боялся не за себя, а за брата Ефима, который работал на секретном предприятии в Туле.
- Даже его друг Евгений Евтушенко после этого выступления демонстративно протянул Слуцкому символические 30 монет. Да и он сам корил себя за этот поступок до конца жизни, что очень пагубно сказалось на его здоровье, - рассказывает Дмитрий Овчинников.
Смерть в 1977 году любимой жены - красавицы Татьяны Дашковской, с которой он прожил 20 лет, - просто добила его. Сразу после этого Слуцкий почти залпом напишет около 30 лирических стихотворений, а затем - ни строчки. Все эти удары легли на военную контузию, и у него начал развиваться маниакально-депрессивный психоз. Он лечился, пытался жить один в московской квартире. Его брат Ефим, специалист по стрелковому оружию, проживающий в Туле, раз в неделю приезжал к нему, готовил еду, раскладывал необходимые лекарства на каждый прием. Но однажды Борис Абрамович выпил разом всю недельную дозу. Чудом остался жив. Тогда на семейном совете тульских Слуцких было решено забрать его жить к себе.
- По воспоминаниям Ольги Ефимовны, жил Борис Слуцкий в Туле как бы по инерции. Ходил в булочную, выносил мусор, гулял, читал газеты, помогал внучатому племяннику Пете делать домашние задания по литературе. Стихов не писал. Говорил, что строчка к строчке не подходит, - говорит Овчинников.
С тульскими коллегами общение как-то не срослось, а столичные в гости не жаловали. Скончался Слуцкий скоропостижно в воскресный праздничный день 23 февраля 1986 года в неполные 67 лет.
Борис Слуцкий в 1941 году окончил два института: юридический (по настоянию отца) и литературный (для души). На фронт пошел добровольцем в первые дни войны. Был "рупористом" - с нейтральной территории призывал фашистов сдаваться, каждый раз непременно добавляя: "Да здравствует Гейне! Да здравствует Гете! Да здравствует немецкий народ!" Он прошел всю войну до Берлина, закончил ее в звании гвардии майора. Получил ранения и тяжелую контузию. Награжден орденами и медалями.
Оригинальный материал: rg.ru