Текст: Анна Матвеева
В конце года в "Редакции Елены Шубиной" выходит долгожданное продолжение книги Анны Матвеевой "Картинные девушки"-2, посвященной музам великих художников.
7 марта, в день рождения Бориса Кустодиева, публикуем отрывок из главы, посвященной истории любви автора знаменитой "Русской Венеры", "Купчихи за чаем" и его жены и музы Юлии Прошинской.
***
Самые известные картины Бориса Кустодиева, русского, как его называли, Рубенса - это портреты пышных купчих, один из которых даже, говорят, свел с ума некого митрополита, и тот отправился замаливать грехи в монастырь. Юлия Прошинская ничем не напоминала пластический идеал художника, но даже, скорее, служила ему антиподом - стройная, легкая, с чуточку неправильным, но милым и одухотворенным лицом. Именно Юлии Евстафьевне выпала судьба стать главной женщиной в жизни мастера - все прочие, несмотря на пышность форм и громкую картинную славу, прошлись по касательной.
Путя и Венера
Кустодиев признавался, что его влечет к портретной живописи но, как считает Марк Эткинд, он "мог успешно работать лишь при дружески теплом отношении к модели. Только тогда портрет озаряло специфически кустодиевское, радостное, солнечно-светлое чувство, выделяющее его произведения среди работ многих других мастеров". Излишне говорить, что Ирину Борис Михайлович писал без всякой натуги, с удовольствием, нежностью и восхищением, ощущаемыми едва ли не физически. Невозможно удержаться от улыбки умиления, глядя на портрет И.Б. Кустодиевой (1906, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) в возрасте одного года - едва ли не самый пленительный в истории русской портретной живописи. Сделавшая, возможно, первый шаг в своей жизни крошка смотрит на нас любопытными глазками и не выпускает из рук игрушечного петушка. Даже страшно смотреть на нее - а вдруг сглазим?
Ирина растет, и кисть отца запечатлевает ее в новых и новых портретах. "Портрет И.Б. Кустодиевой с собакой Шумкой" (1907, Самарский областной художественный музей) - здесь перед нами уже не младенец, а крепенькая девочка, твердо стоящая на ногах и проявляющая абсолютное доверие к миру: она не боится ни собаки, ни любопытных глаз, вообще ничего! "Японская кукла" (1908, Третьяковская галерея) - портрет-картина, где всецело увлеченный необычной игрушкой ребенок выглядит не позирующим, а просто живущим. "Дети в маскарадных костюмах" (1909, Государственный Русский музей) - парный портрет Кирилла и Ирины в париках и взрослых нарядах - здесь уже оба позируют, но сколько отцовской гордости и любви в этой работе!
Кустодиев мечтал еще о детях, и, когда в 1907 году Юлия Евстафьевна родила второго долгожданного сына - назвали его, впрочем, не Глеб, а Игорь, - был на седьмом небе от счастья. Когда один из приятелей художника, астраханский священник Д.Т. Алимов предложил Кустодиеву написать иконы для одной из местных церквей, тот выбрал моделью для Богородицы Юлию Евстафьевну, а младенца Христа сделал с синеглазого Игоря. Говорят, что взгляд Богородицы на той иконе - печален. Увы, маленький Игорь тяжело заболел менингитом в возрасте 11 месяцев и умер в тяжких мучениях… Родители были безутешны, "с его смертью в черных волосах мамы появилась первая седая прядь", вспоминала Ирина Кустодиева. Смерть Игоря провела некую черту под семейным счастьем Кустодиевых, как будто его было отпущено ровно столько, сколько нужно - и ни каплей больше.
В любви и поддержке жены, в старших детях художник искал после смерти Игоря утешение и находил его. Получал поддержку, всегдашнюю заботу, вдохновение. Кирилл помогал ему в работе, Ирина по первой же просьбе позировала отцу, вот как вспоминала об этом она сама:
"…я много позировала - стоя, сидя, лежа; не только для портретов, но и для персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций. Как-то В. Д. Замирайло прислал ему натурщицу Лелю, маленькую, худенькую. Папа порисовал ее, заплатил хорошо, а потом сказал: "Нет, не буду больше, уж очень она постная. Ну-ка, Путя, попозируй ты!" Для "Русской Венеры" я стояла, держа в руках линейку, так как веник достали не сразу. Мы оба очень смеялись - при чем линейка? Распускала волосы, выходила после ванны - для картины нужно было тело, разгоряченное после мытья. Для "Купчихи с зеркалом" служила горничной, "подавая шубу" - на самом же деле держа папин лисий плед, которым ему покрывали ноги".
О том, кто в самом деле изображен на знаменитом полотне "Русская Венера" (1925-1926, Нижегородский художественный музей), разговоры идут до сих пор. Эту картину Кустодиев начал писать за год до смерти, будучи прикованным к постели, о чем будет подробно рассказано дальше. В деньгах семейство не купалось. "Время было трудное, - вспоминал Кирилл, сын художника, - и для картины не нашлось холста нужного размера. Поэтому по просьбе отца я взял его старую картину "Терем" (групповой портрет)1, натянул обратной стороной на подрамок и загрунтовал. Отец приступил к работе".
Ирина Кустодиева рассказывала: "Когда папа начинал новую картину, запирались двери и он просил не шуметь. Посторонним не любил показывать незаконченные произведения, всегда поворачивал их на мольберте обратной стороной. Ну, а мы-то, конечно, смотрели и радовались каждому мазку. Вот он, наметив слегка карандашом или кистью контуры, начинает писать маслом. Пишет удивительно быстро. "Ну как, нравится?.." - "Хорошо... хорошо", - отвечаю с видом знатока, а в душе поднимается радостное, трепетное чувство - папа опять пишет новое, опять картина, опять чудо…"
"Венера" действительно чудо. Жаркая русская баня, сверкающая мыльная пена (По одной версии, Кирилл, а по другой - Борис Михайлович, специально сбивал ее рукой в тазу долгое время). Небольшое окно, за которым запечатлен ярмарочный - сразу и русский, и фламандский - пейзаж. Чистота юности и просто чистота. Молодая девушка, излучающая спокойную уверенность в своей красоте, отбрасывает за спину водопад золотистых тициановских волос - и улыбается нам, прикрываясь, впрочем, тем самым банным веником. Venera Pudica (то есть, целомудренная, стыдливая), она сразу и гордится своей пышной, спелой красотой, и немного стесняется ее.
"Венера" Боттичелли явилась из пены морской, "Венера" Кустодиева - из мыльной пены русской бани. Итальянская богиня прекрасна, но печальна, наша - вот-вот рассмеется, и мы, кажется, даже слышим ее смех…
Два года страдающий от чудовищных болей художник работал над этой картиной, воспевая свой идеал красоты. Она стала последним значительным произведением мастера, в ней соединились все его купчихи, все красавицы, которыми художник восхищался на протяжении своей трагически короткой жизни. "Венера" похожа и на героиню работы "Купание" (1921, Санкт-Петербург, частная коллекция), и на бессчетных купчих, и на дочь Ирину. Так кто же позировал ему для этой работы?
"Папина модель, - писала Ирина Кустодиева, - полная русская женщина с милым, открытым лицом". И далее: "Когда он приступал к работе над портретом, то некоторое время присматривался к человеку, его характерной позе, жесту, находил характерный поворот головы, манеру сидеть, и тогда только начинал писать. Всегда просил разговаривать, улыбаться, чтобы было живое лицо. "Ну, а теперь помолчи-ка минутку", - говорил он мне, при позировании охотно болтавшей, и двумя-тремя мазками делал до того мое выражение, так всегда похоже, что его друзья говорили: "Ну, Ирина у него и с закрытыми глазами всегда выйдет как живая!"
Кустодиев часто писал Ирину обнаженной, в этом никто не видел "ничего такого". "Иногда устанешь сидеть, обмякнешь, он говорит: "Ну-ка, приободрись", - и опять выпрямишься и позируешь. Я любила позировать и всегда это делала охотно, даже в детстве. Последние годы вечно ему нужна была то рука, то голова, позировала я то сидя, то стоя в платке. Позировала часто и обнаженной, например для гравюры "Купальщица"."
Если сравнить "Венеру" с портретом И.Б. Кустодиевой 1926 года (Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина), сразу же находишь сходство между моделями: цвет волос (у Ирины, правда, модная короткая стрижка), дородность, черты лица. Но это именно сходство, а не абсолютное совпадение. "Венера" смеется, глядя нам в глаза, тогда как Ирина позирует всерьез и смотрит куда-то в сторону. Адель Алексеева, автор книги о Кустодиеве "Солнце в день морозный" считает, что для "Венеры" был использован собирательный образ: "Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а "из головы", вызвав к жизни лица других женщин". Итак, тело - Ирины (вспомним историю с линейкой и веником), а чье же лицо? Есть версия, что для "Русской Венеры" позировала некая Елена Григорьевна Николаева (в замужестве Михайлова, 1903-1986). Она была профессиональной натурщицей и работала в интересующие нас годы в Академии Художеств. Анатолий Иванов, автор статьи "Русская Венера" Кустодиева: натурщицы, тайна веника и другие истории о шедевре" (АРТ / 21.11.2021 / живопись) разыскал фотографии Николаевой в юном и зрелом возрасте - и, как ни удивительно, именно в зрелом портрете есть схожие с "Венерой" черты.
Аркадий Кудря, автор биографии Кустодиева, отсылает нас к словам сына художника: "Для "Русской Венеры" позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. Когда же настала пора писать маслом, позировать пришлось любимой натурщице Кустодиева - дочери Ирине".
Дочь Кустодиева, как и он сам, очень любила театр. В 1927 году она окончила ленинградский техникум сценических искусств, работала в БДТ, в других театрах. Личная жизнь Ирины, судя по всему, не сложилась, она была одинока, в старости жила в Доме ветеранов сцены. Умерла в 1981 году.
Кирилл Кустодиев с детства прекрасно рисовал, поступил на живописный факультет Ленинградского высшего художественно-технического института. Как сестра и отец, он тоже увлекался театром, став в конце концов театральным художником. Кирилл был очень привлекательным мужчиной, нравился женщинам, был дважды женат. Дочь от его первого брака стала искусствоведом. Кирилл Борисович пытался сказать свое слово в станковой живописи, но постоянные сравнения его работ с отцовскими сыграли драматическую роль - тень отца была столь велика, что прятала все сделанное сыном. Умер Кирилл Кустодиев в 1971 году.
* Картина "На террасе" была написана в 1906 году и представляла семейство Кустодиевых за чаем в загородном "Тереме". "Русская Венера", написанная на обратной стороне полотна, в 1933 году была приобретена А. М. Горьким для картинной галереи Нижнего Новгорода, занимавшей особняк, построенный братьями Весниными для городского головы Сироткина. В январе 1985 года произошел прорыв отопительной системы, на картины полился кипяток, и "Русская Венера" сильно пострадала. Над восстановлением картины работал П.И. Баранов, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. В ходе работ было решено изготовить стеклянный подрамник, благодаря которому будут видны обе работы Кустодиева - и "На террасе", и "Русская Венера". В 2007 году "Русская Венера" была признана официальным символом Нижегородского государственного художественного музея. Мне рассказывали, что в нижегородском музее ни для кого не было тайной, что на обратной стороне "Венеры" находится другая работа мастера: даже шутка ходила, дескать, что у Венеры под веником? Там Кустодиев чай пьет!