Текст: Светлана Мазурова
В Москве и Петербурге – премьера документального фильма «Булгаков. Этот мир — мой!». Автор сценария и режиссер Светлана Астрецова сняла его на «Лендоке».
Сюжет основан на воспоминаниях, письмах писателя и его окружения, которые показаны через призму театра. Это история Булгакова-драматурга. Автор романов и повестей «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», пьес «Зойкина квартира», «Бег»… Он оставил большое наследие. «Этот мир — мой!» — фраза из его «Театрального романа», так говорит о театре герой Максудов.
— Путь к фильму об одном из моих любимых писателей был долгим. Идея снять его у меня появилась в 2021 году, когда отмечали юбилей Булгакова. Но много времени ушло на поиски финансирования, — рассказала Светлана Астрецова. — Фильм вошел в трилогию «Мои герои»: фильмы-биографии, байопики, посвященные великим людям первой половины ХХ века, создававшим театральное искусство России: Сергей Дягилев, Александр Вертинский и Михаил Булгаков. Когда говорят о Булгакове, сразу вспоминают его роман «Мастер и Маргарита». Об этом писателе снято несколько документальных фильмов. Они посвящены следующим темам: «Булгаков и мистика», «Булгаков и власть», «Жены Булгакова».
Своим современникам был известен как драматург, либреттист и даже как актер. На мой взгляд, его «Театральный роман» — самая гениальная, самая точная, смешная, трагическая книга о театре и мире искусства.
Режиссер разделила действие 65-минутного фильма на три части или акта, как в театре: завязка, кульминация, развязка — классическое построение пьесы. Фильм сделан не с закадровым текстом, а у каждой главы — свой рассказчик. Слушаем интересные истории, узнаем уникальные факты из жизни писателя, от рождения до смерти.
— Мне было интересно поиграть с саундтреком фильма, — добавила Светлана Астрецова. — Булгаков любил музыкальные театры и даже работал в последние годы жизни в Большом театре в качестве либреттиста, оперного режиссера. И мне хотелось пофантазировать, включить в фильм любимые композиции писателя.
Я нашла архивные записи, относящиеся к 1920-1930 годам — это музыка, которую слушал Булгаков.
Акт первый: Начало приключений. Дмитрий Бозин, ведущий актер Театра Романа Виктюка, признанный одним из лучших исполнителей роли Воланда, рассказывает о детстве и юношеских годах будущего писателя. Он родился в Киеве 15 мая 1891 года. Отец – профессор духовной академии, мать преподавала в женской гимназии. Семеро детей в семье, Михаил – старший. Еще мальчиком Михаил сочинял пьесы из городской жизни, водевильчики, их ставили и играли благотворительные спектакли. Мальчика водили в оперу, он видел Шаляпина в роли Фауста. И хотел стать оперным артистом. Но поступил в Киевский университет на медицинский факультет — это надежнее. Окончил его с отличием. Первая женитьба — еще в студенческие годы.
Дмитрий Бозин: «Первой книгой, которую я прочел у Булгакова, была "Мастер и Маргарита". Я захлебнулся – от наслаждения, волшебства и от постоянного хохота. И от количества удивительных, хрупких, звонких подробностей. А потом Роман Григорьевич Виктюк предложил мне сыграть в его спектакле Воланда. Мне было 27 лет. Он сказал: "Покажи всех демонов, каких ты знаешь". Хитро. Очень хорошая задача…
Все его пьесы воспринимаются как что-то происходящее с вами, здесь и сейчас. Это ты — Маргарита, ты — Воланд, ты — Коровьев…»
Первая мировая война. Михаил Булгаков служит в армии. Выходят его «Записки юного врача». Он пишет пьесы, ставит спектакли во Владикавказском театре (например, с успехом идут «Братья Турбины», «Сыновья муллы»).
1921 год, переезд в Москву. Газета «Гудок»: литсотрудник Булгаков, Катаев, Олеша, Ильф и Петров, молодые, азартные, импровизаторы… 1925 год — вторая женитьба…
Узнаем, как рождался роман «Белая гвардия», а затем – пьеса «Дни Турбиных», которую поставил Станиславский, при участии автора. В первый месяц спектакль сыграли 13 раз, на переаншлагах. Несколько раз его приходил смотреть Сталин.
Каким был Булгаков? Въедливый, подчас жестокий с женщинами. Человек нервный, любил тишину и спокойствие. Любил уют. Как одевался, причесывался? Где проживал, в каких квартирах? Ранимый, как все творческие люди, обидчивый. Его ругали в прессе. Гнобили. И было время, когда не печатали его произведения, пьесы не ставили, а спектакли закрывали, запрещали…
Акт второй: Театральный роман. Рассказчик — Павел Любимцев, актер, телеведущий, педагог, режиссер, ставивший произведения Михаила Булгакова на сцене.
Какой театр он любил? Не признавал новаторов. Драматург – неуступчивый. С режиссерским талантом. В 1927 году режиссер Алексей Попов поставил спектакль «Зойкина квартира» в Вахтанговском театре, играли вахтанговские звезды. И снова бешеный успех. Последнее произведение Булгакова – инсценировка «Дон Кихота» для Вахтанговского театра.
В 1930 году он пишет письмо правительству. О том, чтобы ему разрешили покинуть СССР или командировали в театр в качестве штатного режиссера. Или статиста, рабочего сцены. Автор пяти пьес в это время был на грани нищеты и гибели. Сталин позвонил Булгакову. После этого драматурга приняли на работу в Художественный театр. Он создавал инсценировки пьес. Сыграл небольшую роль в спектакле «Пиквикский клуб» Диккенса.
Пять лет (!) репетировал спектакль по булгаковской пьесе «Кабала святош» Станиславский, а выпустил Немирович-Данченко. Но постановку быстро закрыли.
- «Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный — всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь» (Виталий Виленкин, из книги «Булгаков без глянца»).
Акт третий: Катастрофа. Рассказывает писатель, драматург Эдвард Радзинский. Булгаков смертельно обиделся на МХАТ: «Ноги моей здесь больше не будет!» Дирекция Большого театра пригласила его «на любую должность». Он стал либреттистом и режиссером-ассистентом, консультантом. Далее — возвращение во МХАТ, ассистент режиссера. Ему предлагают написать пьесу к юбилею Сталина.
Свою работу в театре Булгаков описал в «Записках покойника» («Театральный роман»).
Писатель теряет зрение. Опустились руки. «Я продырявлен». Болен, живет на морфии. Он умер 10 марта 1940 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Врач из поликлиники Литературного фонда рассказал Радзинскому, что лечил Булгакова. Вскрытие показало, что сердце Михаила Афанасьевича разорвано инфарктами...
После его смерти у Елены Сергеевны (последняя, третья, жена, муза, литературный секретарь, биограф Булгакова), как она рассказала Радзинскому, сохранилась астральная связь с супругом, она консультировалась с ним по разным вопросам, например – как распорядиться наследием. В их квартире был секретер, за которым писатель работал. Она накрывала крышкой голову — и «узнавала», как ей поступить.
Еще одна история: при жизни Булгакова не издавали «Мастера и Маргариту», а также после его смерти. Вдова получила интересное предложение из Италии – выпустить там роман. Но секретер «посоветовал» не спешить с согласием. Она отказала итальянцам, а в 1966 году в популярном журнале «Москва» роман напечатали. И пришла мировая слава. Так что совет был правильным.
Эдвард Радзинский: «Русскому писателю должно повезти с женой. Но главное – повезти с вдовой. И Булгакову повезло: Елена Сергеевна выполнила все, что ему обещала».
Финал картины: «Рукописи не горят!» Мы помним…
15 мая, в день рождения писателя, фильм выходит в прокат. Кроме Москвы и Петербурга его увидят и в Красноярске, Магнитогорске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Пензе, Тольятти — всего в 24 городах.
СПРАВКА
Киностудия «Лендок» — одна из старейших в России, недавно отметила 90-летний юбилей. Также известна как Ленинградская студия документальных фильмов.
Картина «Булгаков. Этот мир — мой!» снята при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.