САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Михаил Булгаков, человек театра

В прокат выходит документальный фильм, посвященный великому драматургу и писателю

Фото: киностудия «Лендок»
Фото: киностудия «Лендок»

Текст: Светлана Мазурова

В Москве и Петербурге – премьера документального фильма «Булгаков. Этот мир — мой!». Автор сценария и режиссер Светлана Астрецова сняла его на «Лендоке».

Сюжет основан на воспоминаниях, письмах писателя и его окружения, которые показаны через призму театра. Это история Булгакова-драматурга. Автор романов и повестей «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», пьес «Зойкина квартира», «Бег»… Он оставил большое наследие. «Этот мир — мой!» — фраза из его «Театрального романа», так говорит о театре герой Максудов.

— Путь к фильму об одном из моих любимых писателей был долгим. Идея снять его у меня появилась в 2021 году, когда отмечали юбилей Булгакова. Но много времени ушло на поиски финансирования, — рассказала Светлана Астрецова. — Фильм вошел в трилогию «Мои герои»: фильмы-биографии, байопики, посвященные великим людям первой половины ХХ века, создававшим театральное искусство России: Сергей Дягилев, Александр Вертинский и Михаил Булгаков. Когда говорят о Булгакове, сразу вспоминают его роман «Мастер и Маргарита». Об этом писателе снято несколько документальных фильмов. Они посвящены следующим темам: «Булгаков и мистика», «Булгаков и власть», «Жены Булгакова».

Я решила исследовать тему «Булгаков и театр». Почему? Он с детства обожал театр.

Своим современникам был известен как драматург, либреттист и даже как актер. На мой взгляд, его «Театральный роман» — самая гениальная, самая точная, смешная, трагическая книга о театре и мире искусства.

Режиссер Светлана Астрецова. Фото: киностудия «Лендок»

Режиссер разделила действие 65-минутного фильма на три части или акта, как в театре: завязка, кульминация, развязка — классическое построение пьесы. Фильм сделан не с закадровым текстом, а у каждой главы — свой рассказчик. Слушаем интересные истории, узнаем уникальные факты из жизни писателя, от рождения до смерти.

— Мне было интересно поиграть с саундтреком фильма, — добавила Светлана Астрецова. — Булгаков любил музыкальные театры и даже работал в последние годы жизни в Большом театре в качестве либреттиста, оперного режиссера. И мне хотелось пофантазировать, включить в фильм любимые композиции писателя.

Это его плейлист (если бы он у него был): Верди, Гуно, Шопен, Бах, Римский-Корсаков, Моцарт, Чайковский…

Я нашла архивные записи, относящиеся к 1920-1930 годам — это музыка, которую слушал Булгаков.

Акт первый: Начало приключений. Дмитрий Бозин, ведущий актер Театра Романа Виктюка, признанный одним из лучших исполнителей роли Воланда, рассказывает о детстве и юношеских годах будущего писателя. Он родился в Киеве 15 мая 1891 года. Отец – профессор духовной академии, мать преподавала в женской гимназии. Семеро детей в семье, Михаил – старший. Еще мальчиком Михаил сочинял пьесы из городской жизни, водевильчики, их ставили и играли благотворительные спектакли. Мальчика водили в оперу, он видел Шаляпина в роли Фауста. И хотел стать оперным артистом. Но поступил в Киевский университет на медицинский факультет — это надежнее. Окончил его с отличием. Первая женитьба — еще в студенческие годы.

Дмитрий Бозин: «Первой книгой, которую я прочел у Булгакова, была "Мастер и Маргарита". Я захлебнулся – от наслаждения, волшебства и от постоянного хохота. И от количества удивительных, хрупких, звонких подробностей. А потом Роман Григорьевич Виктюк предложил мне сыграть в его спектакле Воланда. Мне было 27 лет. Он сказал: "Покажи всех демонов, каких ты знаешь". Хитро. Очень хорошая задача…

Булгаков — это удивительная способность быть ежесекундно с тобой – читателем, зрителем.

Все его пьесы воспринимаются как что-то происходящее с вами, здесь и сейчас. Это ты — Маргарита, ты — Воланд, ты — Коровьев…»

Фото: киностудия «Лендок»

Первая мировая война. Михаил Булгаков служит в армии. Выходят его «Записки юного врача». Он пишет пьесы, ставит спектакли во Владикавказском театре (например, с успехом идут «Братья Турбины», «Сыновья муллы»).

1921 год, переезд в Москву. Газета «Гудок»: литсотрудник Булгаков, Катаев, Олеша, Ильф и Петров, молодые, азартные, импровизаторы… 1925 год — вторая женитьба…

Узнаем, как рождался роман «Белая гвардия», а затем – пьеса «Дни Турбиных», которую поставил Станиславский, при участии автора. В первый месяц спектакль сыграли 13 раз, на переаншлагах. Несколько раз его приходил смотреть Сталин.

Каким был Булгаков? Въедливый, подчас жестокий с женщинами. Человек нервный, любил тишину и спокойствие. Любил уют. Как одевался, причесывался? Где проживал, в каких квартирах? Ранимый, как все творческие люди, обидчивый. Его ругали в прессе. Гнобили. И было время, когда не печатали его произведения, пьесы не ставили, а спектакли закрывали, запрещали…

Акт второй: Театральный роман. Рассказчик — Павел Любимцев, актер, телеведущий, педагог, режиссер, ставивший произведения Михаила Булгакова на сцене.

Булгаковские спектакли побивали все рекорды по части кассовости. Огромный коммерческий успех.

Какой театр он любил? Не признавал новаторов. Драматург – неуступчивый. С режиссерским талантом. В 1927 году режиссер Алексей Попов поставил спектакль «Зойкина квартира» в Вахтанговском театре, играли вахтанговские звезды. И снова бешеный успех. Последнее произведение Булгакова – инсценировка «Дон Кихота» для Вахтанговского театра.

В 1930 году он пишет письмо правительству. О том, чтобы ему разрешили покинуть СССР или командировали в театр в качестве штатного режиссера. Или статиста, рабочего сцены. Автор пяти пьес в это время был на грани нищеты и гибели. Сталин позвонил Булгакову. После этого драматурга приняли на работу в Художественный театр. Он создавал инсценировки пьес. Сыграл небольшую роль в спектакле «Пиквикский клуб» Диккенса.

Пять лет (!) репетировал спектакль по булгаковской пьесе «Кабала святош» Станиславский, а выпустил Немирович-Данченко. Но постановку быстро закрыли.

  • «Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный — всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь» (Виталий Виленкин, из книги «Булгаков без глянца»).

Акт третий: Катастрофа. Рассказывает писатель, драматург Эдвард Радзинский. Булгаков смертельно обиделся на МХАТ: «Ноги моей здесь больше не будет!» Дирекция Большого театра пригласила его «на любую должность». Он стал либреттистом и режиссером-ассистентом, консультантом. Далее — возвращение во МХАТ, ассистент режиссера. Ему предлагают написать пьесу к юбилею Сталина.

Свою работу в театре Булгаков описал в «Записках покойника» («Театральный роман»).

Писатель теряет зрение. Опустились руки. «Я продырявлен». Болен, живет на морфии. Он умер 10 марта 1940 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Врач из поликлиники Литературного фонда рассказал Радзинскому, что лечил Булгакова. Вскрытие показало, что сердце Михаила Афанасьевича разорвано инфарктами...

После его смерти у Елены Сергеевны (последняя, третья, жена, муза, литературный секретарь, биограф Булгакова), как она рассказала Радзинскому, сохранилась астральная связь с супругом, она консультировалась с ним по разным вопросам, например – как распорядиться наследием. В их квартире был секретер, за которым писатель работал. Она накрывала крышкой голову — и «узнавала», как ей поступить.

Еще одна история: при жизни Булгакова не издавали «Мастера и Маргариту», а также после его смерти. Вдова получила интересное предложение из Италии – выпустить там роман. Но секретер «посоветовал» не спешить с согласием. Она отказала итальянцам, а в 1966 году в популярном журнале «Москва» роман напечатали. И пришла мировая слава. Так что совет был правильным.

Эдвард Радзинский: «Русскому писателю должно повезти с женой. Но главное – повезти с вдовой. И Булгакову повезло: Елена Сергеевна выполнила все, что ему обещала».

Финал картины: «Рукописи не горят!» Мы помним…

15 мая, в день рождения писателя, фильм выходит в прокат. Кроме Москвы и Петербурга его увидят и в Красноярске, Магнитогорске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Пензе, Тольятти — всего в 24 городах.

СПРАВКА

Киностудия «Лендок» — одна из старейших в России, недавно отметила 90-летний юбилей. Также известна как Ленинградская студия документальных фильмов.

Картина «Булгаков. Этот мир — мой!» снята при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.