Текст: Михаил Визель
После вступительных слов посла Стараче о том, что выход этой антологии - свидетельство того, что несмотря на все сложности на государственном уровне, мы продолжаем отношения people to people, потому что культура не отменяется и не отменяются глубочайшие культурные связи России и Италии, директор Итальянского института культуры Даниэла Рицци рассказала историю появления этой трехсотстраничной антологии. Она необычна и в то же время типична для нашего времени.
В рамках Недели итальянской культуры в мае 2021 года в Библиотеке иностранной литературы ИИК организовал серию онлайновых встреч с современными итальянскими поэтами, которые провел онлайн стиховед, профессор Падуанского университета Андреа Африбо. И он же по заказу Итальянского института культуры составил подборку стихотворений для будущей антологии и написал справки об авторах. Она была подготовлена в конце 2021 года - и ИИК собирался раздать, как в таких случаях обычно делается, тексты профессиональным переводчикам. Но из-за последующих известных событий деятельность института оказалась резко сокращена, и проект "подвис". Тогда в самом институте стихийно возник своеобразный внутренний семинар перевода итальянской поэзии: сотрудники ИИК, в первую очередь - Дмитрий Бассалыго, Сергей Пирковский и Наталья Жученко, прекрасно знающие итальянский язык, но не имеющие опыта поэтического перевода, стали сообща разбирать и интерпретировать поэтические тексты. Порою к этим семинарам присоединялся признанный мэтр поэтического перевода Евгений Солонович, что, по признанию Даниэлы Рицци, придавало им "особый настрой".
Получившиеся в итоге такой необычной в поэтическом деле коллективной работы русские переводы было решено не подписывать отдельными фамилиями, поскольку это итог коллективного труда - впрочем, в самом конце "причесанного" одним редактором, поэтом Санджаром Янышевым. Исключение составили подборки Антонеллы Анедды и Вивиан Ламарк, переведенные лично Солоновичем, и Франки Манчинелли, переведенной Верой Казарцевой.
Всего же в антологии 17 имен и 190 произведений. Самые ранние из них относятся к 1980 году, самые поздние - к 2021. В предисловии профессор Африбо подчеркивает, что это - поколение, пришедшее в литературу после 1968 года, который перевернул многое в европейской культуре и, в частности, в итальянской поэзии. Которая, окончательно отринув наследие герметизма, стала более игровой, обыденной, "дикой". Но, разумеется, осталась поэзией.
Руководительница семинара перевода итальянской литературы Литературного института Анна Ямпольская в своем выступлении напомнила, что эта антология - не первая и не единственная. Так, только что в петербургском издательстве Ивана Лимбаха вышла "авторская" антология "Итальянская поэзия между XX и XXI веком", подготовленная Умберто Пьерсанти и переведенная одной переводчицей - Александрой Петровой. И это прекрасно, потому что антология - это лучший способ узнать поэзию другой страны.
Но несмотря на частичное совпадение имен, принцип презентуемой антологии совсем иной. Дело не только в коллективном авторстве, но и в начальной установке. Как подчеркнула Даниэла Рицци, участники семинара, в отличие от советской школы поэтического перевода, в которой подразумевалось, что получаемое русское произведение должно стать фактом русской поэзии, видели свою задачу в том, чтобы максимально сохранить смыслы и образы, а не внешнюю красоту формы. Впрочем, поскольку в большей части произведений, включенных в антологию, форма свободная (верлибры), это не играет столь критического значения, как при переводе поэзии метрической - которая в антологии тоже представлена.
Другая особенность нынешней книги - что, в отличие от классических советских переводов, когда переводчик и переводимый им поэт были отделены железным занавесом и имели шанс познакомиться в лучшем случае через несколько лет после выхода книги, сейчас они прекрасно общаются. Свидетельство этому - стихотворение Вивиан Ламарк "Немая карта", посвященное Евгению Солоновичу. Которое сам же Солонович и перевел.
Вот этот перевод:
Немая карта
Евгению Солоновичу
- В школе мне приходилось изучать реки и озера
- и самой длинной рекой была Волга
- а самым глубоким озером был Байкал
- и учительница требовала, чтобы я рисовала
- их на карте, а карта была немая
- немая и такая белая, и я тоже была немая
- и белая была и я вопросительно смотрела на подруг
- и они знаками показывали мне на восток
- и еще восточнее и на север, еще севернее, а Москва?
- где Москва? Я искала искала ее, искала
- и не находила Россия была такая большая!
- я не находила Москву, но сегодня наконец-то
- я здесь, но я не говорю по-русски и остаюсь немой
- как тогдашняя немая карта, садись
- говорила учительница и я понимала что оценка
- будет не ахти какая. Не майся
- успокаивала меня соседка по парте
- Даниела Живуччи, что несмотря на фамилию
- раньше нас всех ушла,
- немая.
В ближайших планах у Итальянского института культуры - такая же прозаическая антология. Она должна выйти уже осенью.