САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

На Петербургском книжном салоне прошла VII Школа издательского мастерства

На ней представители индустрии обсудили книжный дизайн и управление издательскими проектами

Фото предоставлено журналом «Книжная индустрия»
Фото предоставлено журналом «Книжная индустрия»

Текст: ГодЛитературы.РФ

На Санкт-Петербургском книжном салоне прошла VII Школа издательского мастерства.

«Книжный дизайн и управление издательскими проектами» – главная тема Школы в текущем году. Спикеры рассказали об основных этапах работы над книгой, о принципах формирования издательского портфеля, новых направлениях и актуальных издательских трендах в 2022-2023 годах. Как создается дизайн книги, как формируется задача перед началом работы? Как идет взаимодействие участников всех участников издательского процесса? Особое внимание эксперты уделили образу книги как одному из ключевых элементов издательской эстетики и воспитания читательского вкуса.

«Каждый из нас любит сладкое слово "дизайн". Дизайн начинается с детства, когда мы привыкаем к красивым книгам, красивым вещам, которые нас окружают, и иногда не задумываемся, кто это сделал и будет ли это жить долго. В последнее время наиболее интересной и привлекательной формой взаимодействия молодых специалистов и наиболее известных и опытных представителей различных творческих специальностей, наряду с проведением мастер-классов, является организация "школ профессионального мастерства". Такая форма может быть интересна не только для студентов и выпускников, профессионально связанных с книгой и книжной графикой, но и для будущих дизайнеров костюма и текстиля, трикотажа и обуви, графического дизайна и ювелирных изделий», – обратилась к участникам Школы директор Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД, заведующая кафедрой книгоиздания и книжной торговли Наталья Лезунова.

18 мая Школа прошла в лекционном формате. Мастер-классы провели главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко и арт-директор ИГ «Альпина» Юрий Буга. Особенно интересным оказался разбор конкретных примеров из опыта работы «Альпины». Среди представленных кейсов – книги «Еда или яд» Ричарда Ивэшеда и Никола Темпеля, «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона, «Анатомия заблуждений» Никиты Непряхина, «Все, что движется» Алексея Семихатова, «1984» Джорджа Оруэлла, книг Алексея Иванова.

«Счастливый автор – это 50% залога успеха книги. Я не помню за свои 9 лет работы в «Альпине», чтобы мы сказали автору: "Нас твое мнение не интересует". Мы доводим книгу до того момента, когда автор говорит: "Мне нравится". Иногда бывает очень много вариантов, это постоянные созвоны, обсуждения. Когда ты находишь что-то общее с автором – не факт, что это примет редсовет.

Я делаю всегда очень много вариантов обложки, но показываю один. Редко показываю два, когда не могу выбрать.

Три варианта показывать бессмысленно: мнение редсовета разделится, и мы пойдем делать четвертую обложку», – поделился опытом обсуждения обложек на редсовете Юрий Буга.

Сергей Турко рассказал о главных ценностях, которыми руководствуется команда «Альпины», принципах выбора книг, основных этапах редакционно-издательского процесса. «Мы часто идем на эксперименты с книгами, спрос на которые заранее оценить сложно. И, конечно, стараемся задавать тренды, а не догонять других издателей», – отметил он.

19 мая Школа прошла в формате дискуссии по теме «Издательская эстетика: от замысла до воплощения». Участие в обсуждении приняли представители издательств «Вита Нова», «Питер», «Речь», «Дома детской книги», а также заведующая кафедрой ВШПМ, художник детской книги Галина Лавренко.

Спикеры рассказали об основных этапах работы над книгой, о важности командной работы и взаимодействии всех участников процесса. Обсудили основные проблемы подготовки изданий в связи с дефицитом бумаги и комплектующих, ростом цен на материалы. В завершение дискуссии всем было предложено ответить на вопрос о миссии издателя и художника. «Книга должна быть достойна того, чтобы к ней обращались поколения людей. Может быть, мы как раз поэтому свою основную серию назвали "Фамильная библиотека", чтобы она переходила из рук в руки и не теряла актуальности, важности и ценности во всех отношениях. Наша миссия – дать этим книгам жизнь, в этом наше издательское кредо», – уверен генеральный директор издательства «Вита Нова» Вадим Зартайский.

Подробные материалы по итогам Школы будут опубликованы в ближайших номерах журнала «Книжная индустрия».