САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Денис Пушилин: «Нужно издавать много своих книг о событиях, в которых мы принимаем участие»

Врио главы ДНР делится с "Российской газетой" соображениями о необходимости изучать информационные технологии и уметь противостоять им

Денис Пушилин / rg.ru
Денис Пушилин / rg.ru

Текст: Денис Пушилин, врио главы ДНР/РГ

Трофеи на войне бывают разные. Обычно люди подразумевают, что это военное имущество, захваченное при отступлении противника. Считаю, что книги, которые мы увидели в освобожденном Артемовске, - тоже трофеи, потому что это оружие, но на другом, информационном фронте, имеющем далеко идущие последствия. Их так же, как и любую вражескую военную технику, нужно анализировать и делать выводы.

В освобожденных год назад Мариуполе и Волновахе мы уже сталкивались с подобной литературой, но это были в основном специализированные брошюры или учебники. В Артемовске, в полицейском участке, мы обнаружили множество книг иного склада: публицистических, фотоальбомов.

Эта литература уже другого качества - тяжелое и дальнобойное оружие пролонгированного действия. А значит, и относиться к ней нужно со всей серьезностью.

Взял с собой несколько книг. О чем они?

Украинский режим своей интерпретации истории придает огромное значение. Она подается из глубины веков. В одной из книг собраны рассказы о победе скифов, создании Крымского ханства, Крещении Руси… Это все они относят к украинской летописи событий. Чуть дальше идет речь о борьбе украинской повстанческой армии с советской властью, о "майдане", который именуется "революцией достоинства", а сразу после этого - раздел под названием "Российская агрессия на востоке Украины и в Крыму". Далее - "освобождение Мариуполя и Славянска", "героическая оборона Донецкого аэропорта". Даже само перечисление этих названий говорит о манипулятивности освещения "ста важных событий истории Украины".

Для тех, кто не склонен к чтению, издан альбом "Фотолетопись". Издание посвящено - цитирую - "жизни Донбасса во время господства советского тоталитарного режима". В нем сделан акцент на события коллективизации, раскулачивания, "голодомора", выселения в Сибирь. Подход довольно тонкий: архивные снимки, зачастую никак не связанные с событиями, должны подчеркивать якобы достоверность материала. При этом умалчиваются значительные экономические достижения Донбасса, который уже тогда считался "сердцем России". Данная книга рекомендована для "культурно-просветительской деятельности" как в Донбассе, так и по всей Украине, говорится в аннотации.

На обложке еще одного фотоальбома - "Неведомый Донбасс" - сельская хата в украинском стиле, крытая соломой. Именно такой имидж промышленного региона пропагандирует противник. Они хотят, чтобы именно с подобной картиной ассоциировался Донецкий край.

Большое количество объемных высокого полиграфического качества изданий посвящено новейшей истории. Тиражом в 5 тыс. экземпляров вышла на Украине книга "В огненном кольце", посвященная так называемой обороне Луганского аэропорта - а это 538 страниц якобы хроники данного сражения. Еще одна книга - "Славянск" - объемом 430 страниц посвящена "исследованию начала войны". Данные издания входят в серию "Хроника", из чего становится понятно, что противник "столбит" за собой собственную интерпретацию новейшей истории.

Почти все книги изданы на украинском языке. Но есть одно исключение - сочинение некого "британского и канадского политолога украинского происхождения" Тараса Кузьо "Война Путина против Украины. Революция, национализм и криминалитет". Текст в нем представлен по-русски, и понятно почему: нужно, чтобы его прочло как можно больше людей. Книга издана хоть и на Украине, но при содействии всяческих центров европейских гуманитарных исследований.

У многих изданий, к слову, названия даются и на английском языке - видимо, для отчетности за потраченные бюджеты.

Какой вывод из этого всего можно сделать? Противник применяет на войне идей и смыслов различные инструменты и уже продвинулся в преподнесении своей интерпретации истории, в том числе и новейшей.

Нам необходимо изучить их технологии, чтобы понять, как этому противостоять. А главное - нужно издавать много своих книг о событиях, в которых мы принимаем непосредственное участие. Нельзя сказать, что таковых нет. Они есть, но в большинстве случаев издаются за счет авторов. Поэтому и тиражи маленькие, и доступность их оставляет желать лучшего.

Необходима поддержка этой сферы на всероссийском уровне. Тем более что у нас неоспоримое преимущество: нам не надо ничего придумывать. То, что авторы по велению сердца делятся с читателями тем, что сами пережили, говорит о том, что эта правда находит дорогу к читателю - нужно только, чтобы путь этот стал шире и доступнее, а это уже задачи государственные.

Оригинальный материал в "Российской газете"