Текст и фото: Нина Веселова (Костромская область)*
Подбираю слова, чтобы не отпугнуть читателя от небывалого спектакля. Впрочем, не прежние времена: всякий усомнившийся может заглянуть в интернет и обнаружить массу подтверждений тому, что я собираюсь утверждать. А утверждать я буду, что мне и моим землякам повезло необыкновенно.
Вообразите сельский клуб в костромской глубинке, в помещении бывшего детского сада. Когда-то в нём звенело множество детских голосов, а теперь во всей округе малышей можно по пальцам перечесть. Да и стариков поубавилось... Словом, продуманно, как мы теперь понимаем, обречённая на вымирание сторона. Конечно, жизнь там ещё теплится, но чтобы вдруг явилась туда культура столичного уровня – о таком и мечтать не смели.
Однако чудеса иногда случаются. На нашей нейской земле Владимир Николаевич Борисов ещё в мае на разных сценах трижды показал свой моноспектакль «Пять рассказов Шукшина». А последействие этого события всё длится и длится. Как выразилась в районной газете одна из зрительниц, «простые, но глубинные смыслы, заложенные в бытовых сценах, описанных другим большим Мастером, колокольным звоном расходились по всему телу и впечатывались в сознание, вызывая в ответ восхищение и благодарность».
Постановка эта была осуществлена ещё двадцать лет назад режиссёром Борисом Фурнэ, и благодаря верности Владимира Борисова своему делу живёт – до сих пор производя впечатление. Об этом свидетельствует толстая книга отзывов актёра. Он нередко выезжает со спектаклем в разные уголки нашей страны, его выступления можно увидеть в Москве в Булгаковском доме, но чаще всего – в Санкт-Петербурге в арт-кафе «Бродячая собака», потому как живёт Владимир Борисов неподалёку, в прекрасном городе Выборге.
Ещё пионером он выступал на местном радио и телевидении. Окончив школу, пошёл в политехнический, получил диплом инженера-конструктора, но, работая, параллельно занимался в молодёжном театре миниатюр, подвизался рабочим сцены, приглядываясь к заманчивой профессии. А через некоторое время сам стал играть и превратился в великолепного актёра. Он снялся более чем в тридцати фильмах, в том числе в народных «Улицах разбитых фонарей» и «Тайнах следствия».
Но его призванием стало обращение к творчеству Шукшина, которого он ощутил как родного. Болевший за свой народ, Василий Макарович всячески старался защищать обиженных и обездоленных, и Владимир Борисов на сцене тоже отстаивает те духовные ценности, которые завещаны нашими предками и хранимы нашей великой литературой.
Писатель Василий Белов, товарищ Шукшина, в своё время писал Борисову: «Послушал я первый рассказ. Выключил. Не могу слушать ваш голос. Кажется, что это Макарыч воскрес и говорит со мной»...
В основу спектакля «Пять рассказов Шукшина» положены «Волки», «Как помирал старик», «Суд», «Жена мужа в Париж провожала» и «Дядя Ермолай».
Столь же трепетное отношение у актёра ко всему творчеству Шукшина. Есть у него, кстати, и вторая композиция по Василию Макаровичу, под названием «Характеры». И всегда он подаёт тексты практически без купюр, их можно слушать с книгой в руках. Искажение авторской мысли с указанием «по мотивам» – считает недопустимым.
Но более всего ему претит, когда писателя преподносят как лёгкого юмориста, чуть ли не фельетониста, когда «Шукшина представляют шутом гороховым каким-то. И деревенские люди у них порой какие-то недоумки. Как будто над ними только посмеиваться и можно... Я навидался пожилых и молодых. Они совершенно не такие, нормальные. Мой спектакль совсем не насмешка. Эти люди мне дороги...»
Словом, совсем не случайно на недавнем Международном фестивале «Монокль» в Санкт-Петербурге спектакль «Пять рассказов Шукшина» получил диплом «За чистоту художественного слова». Он стал также лауреатом премии «Золотой Витязь» на VII Международном театральном Форуме в Москве, завоевав диплом «За лучшую мужскую роль», а также был признан там лучшим в номинации «Малая форма».
Для наших неискушённых зрителей жанр моноспектакля, в котором работает В. Борисов, оказался открытием. Зрители, затаив дыхание, наблюдали за его секундными перевоплощениями. Все ощутили и страх Наума, удирающего в санях от стаи волков, и досаду Ивана, столкнувшегося с предательством тестя. Напряжённое повествование о трагической поездке за дровами сменяется тихим и вдумчивым рассказом о том, как немощный старик Степан удивляется внезапно свалившейся на него слабости, а его жена вдруг осознаёт, что тот и правда умирает и она останется одна.
На сцене – один человек, но, мгновенно перевоплощаясь, он создаёт ощущение полноценного театрального действа. Вот он уже предстаёт в образе здорового и бодрого деревенского мужика, зашедшего в избу с мороза и не верящего в близкое горе соседей. События переносятся то в зал суда, где пимокат Валиков доказывает, что соседка сожгла его баню, то под окна городской квартиры, где Колька Паратов даёт во дворе концерт, то в охваченное грозой поле, где в стогу прячутся от дождя деревенские мальчишки. И зрителю всё это чрезвычайно близко и понятно, даже если он не читал положенные в основу спектакля рассказы. Наверное, это потому, что Шукшин был одинаково одарён и как писатель, и как режиссёр, и как актёр, отчего все его герои воспринимаются живущими рядом с нами.
Сегодня, когда отделяются зёрна от плевел, особенно важно обращение к установкам Шукшина. Ратуя за сохранение нравственных основ, заложенных нашими предками, жившими в российской глубинке, в деревнях, писатель призывал сельчан не изменять тому, что им завещано, и если уж суждено покинуть родные края и стать городскими жителями, то не начинать жить против совести, как случается часто.
«...где бы ты ни оказался, не принимай суетливость и ловкость некоторых городских жителей за культурность, за более умный способ жизни – он, может быть, и даёт выгоды, но он бессовестный. Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...»
Именно эти свойства нашего народа оживали три дня на наших маленьких сценах, восполняя душевные силы тех, кто долго верил в неизбежность перемен в стране в целом и в отношении к сельскому человеку в частности. Случится ли желанный прорыв – покажет время, но прожить его, несомненно, поможет слово Шукшина в уникальной подаче Владимира Борисова.
*Нина Веселова (Нейский район Костромской области), журналист, писатель, автор книги о наследии Шукшина «Калина горькая»