САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Православие и манга

На семинаре «Исследования визуальной культуры» обсудили перспективы использования манги для донесения христианских истин

Скрины с презентации / Фон: rawpixel.com @ ru.freepik.com
Скрины с презентации / Фон: rawpixel.com @ ru.freepik.com

Текст: София Грабовская (аспирант Литературного института)

Может ли аниме-культура стать одним из видов христианской проповеди? Это особый вид миссионерства или профанация Священного Писания? Почему в манге у архангела Гавриила синие волосы? Этот ключевой момент и другие насущные вопросы обсудили на очередном заседании семинара «Исследования визуальной культуры», организованном Центром этнополитических исследований ИЭА РАН и Центром рисованных историй РГБМ, где спикером с докладом «Православная манга: выход за рамки религиозного дуализма» выступала Тамара Царёва, кандидат исторических наук, научный сотрудник и руководитель Редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН.

Создание образов стало неотъемлемой частью христианского культа. На протяжении многих веков изображения евангельских сюжетов видоизменялись в зависимости от времени и возможностей иллюстраторов, художников и иконописцев, а иные были и вовсе уничтожены по причине нарушения церковных канонов.

«Православная манга» – проект священника Павла Островского, цель которого – проповедь для подростков.

– Одной из основных причин, побудивших меня заняться изучением такого явления, стало желание придать рассудительности вспыхнувшей полемике о правомерности использования данного жанра при интерпретации библейских и евангельских сюжетов и призвать к достойному ведению дискуссии, сделав ее менее односторонней и более полноценной, – начала свой доклад Тамара Царева.

Православная манга – явление, безусловно, новое в православной традиции и репрезентации ветхозаветных и новозаветных сюжетов, однако если рассмотреть понятие традиции во временной парадигме, можно отметить, что сама традиция обладает пластичностью формы.

Сфера религиозного искусства длительное время отличалась консерватизмом ввиду специфики работы со священными текстами при интерпретации библейских сюжетов, а уход от канонического трактования того или иного сюжета мог повлечь за собой обвинение в ереси. «Тем не менее всякая эпоха привносила и привносит свои черты и определенные моменты в культуру, которые впоследствии становятся традицией», – добавляет Тамара Царева.

Осенью 2022 года иерей Павел Островский предложил миссионерский проект, в котором события Священного Писания были представлены в стиле манги. Отказ от канонического и традиционного визуального ряда передачи библейских сюжетов в пользу визуальной эстетики японских комиксов священник объяснил стремлением привлечь внимание неверующей молодежи, поскольку данный жанр популярен в их среде. Священник объяснил, что этому поспособствовал его личный опыт в ходе многолетней работы с подростками.

Православная манга – не первый вариант миссионерского слова в жанре комикса. Предшествовал проекту интересный журнал «Техника духовной безопасности», или «ТДБ». Доступные объяснения о том, могут ли делать замечания в храме и в каком виде приходить к Богу, нашли отклик у молодого поколения. Герой комикса – батюшка, который разъясняет насущные вопросы и относится с любовью и пониманием к людям, помог разобраться в отношении к вере и церковной жизни многим ребятам.

Скрин с презентации

Приступив к созданию православной манги, организаторы проекта столкнулись с нюансом: многие «мангаки» являются неверующими или негативно относятся к православию. «Православие – это не круто», – говорят они. Но, как и с иконописью, где для написания образа требуется молитвенный подвиг от иконописца, организаторы хотели, чтобы художник был верующим и понимал, что и кого он изображает.

Аниме-культура полна различной символики, которая не обошла стороной и православную мангу. Так у общественности вызвали много вопросов синие волосы архангела Гавриила.

– В культуре аниме синие волосы символизируют надежность персонажа и то, что он является опорой и хорошим помощником, что полностью отображает суть архангела Гавриила, – говорит создатель православной манги Полина Уварова.

«Для меня синий цвет – Богородичный цвет, и поэтому синие волосы архангела Гавриила не вызывают у меня вопросов», – добавляет доктор философских наук Лариса Астахова.

Для создателей православной манги большим стимулом продолжать проект был отклик у подростков. Одним из ярчайших примеров стал отзыв мальчика, который написал, что благодаря комиксам он стал превращаться из захожанина в прихожанина.

Формат повествования таков, что для детей подобное чтение становится чем-то сакральным и личным, что помогает им глубже проникнуться духовным смыслом, скрытым за любимым жанром.

Тем не менее среди верующего населения и церковнослужащих по поводу этого проекта было много споров. Негативная критика манги обуславливает свое отношение тем, что данный жанр формирует упрощенное восприятие Священного Писания и не имеет опоры на православную культуру и традицию.

Еще более жесткая критика выдвигает ей обвинение в профанации Священного Писания.

Иосиф, изображенный молодым юношей, или неточное описание момента Благовещения, где ракурс с обета непорочности Марии смещается в сторону преклонного возраста ее мужа, – все это служит подспорьем для того, чтобы подставить под сомнение точность такой аниме-проповеди.

Однако среди критики есть и много положительных отзывов. Сторонники манга-комиксов находят в жанре возможность нового слова в миссионерской деятельности и воспринимают проект как жест в духе нового времени.

Тем не менее выводы сделать вполне можно: православная манга – это проект для подростков, которые ничего не знают о вере. Привычная и интересная форма аниме – способ вовлечь юные сердца в мир Евангелия. Апостольской миссией было на разных доступных языках благовествовать о Христе. На протяжении многих веков видоизменялись каноны священных изображений, художники изобретали новые и доступные формы, ориентируясь на духовные потребности населения. Сам Господь говорит, что «Кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:50). А потому, если плодом прочтения манги становится искреннее обращение молодежи к вере, то в случае дальнейшего духовного и культурного возрастания в этой сфере и точного понимания Евангелия без искажений проект можно считать добрым началом для катехизации подростков. Наконец, попытка жизни с Богом в условиях современной культуры.