САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Мой Брюсов» Василия Молодякова

«Без него рассыпается весь Серебряный век...» Накануне 150-летия поэта в Доме Ростовых представили новую книгу Василия Молодякова «Мой Брюсов. Публикации. Статьи. Собрание»

Предоставлено АСПИР
Предоставлено АСПИР

Текст: Глеб Гаранин

13 (1) декабря 2023 года исполнится 150 лет со дня рождения Валерия Брюсова. Готовясь к юбилею, в Доме Ростовых провели презентацию новой книги Василия Молодякова «Мой Брюсов. Публикации. Статьи. Собрание».

Сборник (М., «Нестор-История», 2023) включает тексты современников и исследователей Брюсова и статьи самого Валерия Яковлевича. На вечере говорили о том, какое место Брюсов занимает в истории Серебряного века и почему в современном литературоведении его скорее принято «реабилитировать» — и отделять от других русских символистов.

Известный японист, политолог и историк литературы Василий Молодяков посвятил изучению жизни и творческого наследия поэта более тридцати лет — и несколько исследований, в том числе и биографию в молодогвардейской серии ЖЗЛ «Валерий Брюсов. Будь мрамором». Брюсов для него — одна из ключевых фигур русской культуры: «Говорят, что есть европейская музыка до Вагнера и после. Я считаю, что то же самое в русской поэзии: Брюсов — “скрепа”, которая держит весь Серебряный век, не только символизм. Без него Серебряный век просто рассыпается».

Так сложилось, что Брюсова — поэта, теоретика литературы, критика, переводчика, редактора, организатора литературной жизни, педагога — мы знаем хуже, чем других крупных поэтов Серебряного века: до сих пор нет не только академического собрания сочинений, но и «коммерческого» полного собрания.

«Все его избранные сборники колеблются от "не совсем плохих" до "совсем плохих". Даже советское собрание сочинений было сильно сокращено — более 50-ти стихов и несколько поэм вырезала цензура!»

— сообщил автор. И это при том, что не было практически ни одного поэта, современника Брюсова, который был бы равнодушен к нему: кто-то ему подражал, кто-то у него учился, а кто-то — отталкивался: «Даже совсем далекий от Брюсова Есенин написал стихотворение его памяти…»

С человеческой репутацией тоже как-то не очень: Брюсов сочетал славу спиритуалиста, мага и жреца с образом «человека в футляре» — «сухого, холодного, будто застегнутого на все пуговицы». «А может, и не плохо — иногда быть застегнутым на все пуговицы?» — вопросил Молодяков. По его словам, Брюсов был единственным из символистов, с которым сто лет спустя ему хотелось бы выпить, — как с человеком, обладавшим «интеллектуальной страстностью, никогда не выходившей за рамки приличия».

Его жажда знаний, трудолюбие, кругозор поражали всех, но, как заметила на вечере поэт и филолог Вера Калмыкова, молодые современники, которые «сами омагичили, обожествили Брюсова, довольно скоро к нему охладели. Это чистый фрейдизм, протест против отцовской фигуры...». Именно на нелицеприятных комментариях о фигуре Валерия Яковлевича от Цветаевой, Гиппиус («вранье бесцеремонное») и Ходасевича («вранье элегантное») во многом выстроилась традиция критики Брюсова, считает Молодяков. «Мы всегда пытаемся его реабилитировать, а не его читаем стихи. И с этим надо что-то делать», — считает Молодяков.

Примечательно, что презентация книги проходила в Доме Ростовых (резиденция Ассоциации союзов писателей и издателей России), где как раз чуть больше столетия назад Брюсовым был создан Высший литературно-художественный институт (1921-1925) — первый в стране литературный вуз, предшественник Литинститута. Этот же дом стал для читающей России и местом последней встречи с ним: «Ровно 99 лет и сколько-то часов назад из этого зала, с этого же места, выносили гроб с телом Брюсова», — сообщил Молодяков. Вся эта нумерология — не умысел, а совпадение: так счастливо сложилось, что Молодяков смог оказаться в Москве между очередными перелетами «из Нью-Йорка на Марс» именно в эти дни. И все же в этой нечаянной календарной рифме трудно не заподозрить пусть не мистический, но символический — и символистский! — приветственный жест Брюсова.