Текст Ольга Лапенкова
И всё-таки пренебрегать подготовкой к выпускному испытанию не следует. Помимо того, что в преддверии декабря нужно «подятнуть» грамотность, крайне желательно составить список литературных аргументов и выучить шаблон. И, конечно, ознакомиться с тематическими блоками, которые обязательно попадутся 6 декабря:
- •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- •«Природа и культура в жизни человека».
Подкованный школьник уже заметил несоответствие: тематических блоков всего три, а направлений — аж одиннадцать! Всё правильно: направления — это, выразимся так, составные части этих блоков. И по каждому направлению дадут одну, не больше и не меньше, тему.
Итоговое сочинение-2022 было почти таким же, как нынешнее. Поэтому с основными «правилами игры», а также с исчерпывающими размышлениями можно ознакомиться в наших прошлогодних материалах. В нынешнем учебном году уделяем первостепенное внимание практике: перечню возможных тем, вариантам эпиграфов, шаблону, примеру пятибалльного сочинения.
Возможные темы итогового сочинения
Размышления и аргументы, которые мы публиковали в прошлом октябре, с большой долей вероятности подойдут для всех тем, которые содержатся в закрытом, то есть тайном, «банке». (Логика составителей заключается в том, что, если бы ребята заранее знали не только названия тематических блоков и направлений, но и сами темы, экзамен был бы чересчур лёгким.) Но вот примерный перечень вопросов, которые могут попасться на итоговом сочинении-2023:
- •Как вы понимаете выражение «Жить в гармонии с природой?»
- •Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?
- •Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?
- •Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
- •Способна ли природа воспитывать человека?
- Варианты эпиграфов для итогового сочинения
Интересный способ начать выпускную работу — это процитировать эпиграф, то есть красивую фразу, принадлежащую тому или иному выдающемуся человеку. Эпиграф пишется сразу после темы на правой половине листа. Возможно, вы захотите выучить одну из этих фраз:
- •«Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя». Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- •«Человек может играть силами природы лишь до определенных пределов; то, что вы создали, обернется против вас». Говард Филлипс Лавкрафт
- •«Природа ничего не создаёт без цели». Жюль Верн
Композиция итогового сочинения
Любая научная работа, и в том числе сочинение, — это своего рода конструктор, состоящий из нескольких частей. На итоговом испытании школьникам предстоит «собрать» текст из четырёх ингредиентов.
- •1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.
- •2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
- •3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
- •4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.
Не правда ли, намного легче, чем сочинение формата ЕГЭ? И вот как всё это может выглядеть.
Пример итогового сочинения по направлению «Природа и человек»
Способна ли природа воспитывать человека?
Воспитание — это не только наставления, которые нам дают родители, старшие родственники и педагоги. Воспитывать может и искусство, и наука, и даже окружающий мир: растения, животные, погодные явления. Благодаря наблюдениям за природой мы становимся добрее, терпимее и гармоничнее, мы учимся ценить красоту и заботиться о братьях наших меньших. Поэтому природа, конечно же, может воспитывать человека, и более того: тому, кто ничему не научился у природы, намного труднее понять самого себя и найти достойное место в жизни.
Психологи уже давно говорят о том, что уход за растениями, расслабленный отдых на даче, прогулки по лесу благотворно влияют на каждого из нас. Подростки и взрослые люди, утомлённые ритмом современной жизни, на природе могут по-настоящему расслабиться и прислушаться к самим себе. Но и для детей такой досуг очень полезен. Наблюдая за растениями, все мы — от мала до велика — ищем ответы на философские вопросы, которые беспокоятся каждого мыслящего человека, и учимся спокойствию, стойкости, терпению. Вспомним стихотворение А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы...», в котором есть такие строчки:
- Всё злей метель и с каждою минутой
- Сердито рвёт последние листы,
- И за сердце хватает холод лютый;
- Они стоят, молчат; молчи и ты!
Лирический герой подчёркивает, что именно природа, в каком-то смысле, воспитала его, научила достойно переносить жизненные невзгоды — и при этом «верить весне», которая символизирует покой, вдохновение и счастье. Если бы не этот урок, то, вполне возможно, герой не прошёл посланные ему испытания.
Также стоит вспомнить ещё одно замечательное произведение — стихотворение К. Д. Бальмонта «Будем как солнце». Лирический герой призывает:
- Будем, как Солнце всегда молодое,
- Нежно ласкать огневые цветы,
- Воздух прозрачный и всё золотое.
- Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
- Будь воплощеньем внезапной мечты!
Ласка, мечта, счастье — вот те понятия, которые стали ключевыми ценностями для лирического героя. Благодаря урокам, преподанным самой природой, он навсегда запомнил: нельзя жить только ради собственных интересов и забывать о высоком, нужно всегда тянуться к совершенству.
Итак, природа облагораживает человека и учит отличать, что в жизни важно, а без чего можно обойтись. Наблюдения за растениями и животными, время, проведённое на даче или в парке — всё это помогает нам стать выносливее, смелее, добрее и, в конце концов, счастливее.