САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Жизнь страшнее (и интереснее) вымысла?

Вадим Панов, Шамиль Идиатуллин и Ева Меркачева поговорили на non/fictio№25 о маньяках в литературе и в жизни

Людмила Прохорова
Людмила Прохорова

Текст: Людмила Прохорова

Фантаст Вадим Панов, взявшийся за жанр психологического триллера в книгах «День черной собаки» и «Кто-то просит прощения», и журналист, автор нон-фикшн книги «Кому на Руси сидеть хорошо» Ева Меркачева рассказали на non/fictio№25 о детективах и психологии на паблик-токе о преступлениях настоящих и вымышленных.

В своей книге «Кому на Руси сидеть хорошо. Как устроены тюрьмы в современной России» Ева Меркачева фиксирует состояние и положение дел в российской тюрьме на период 2022 года: условия содержания заключенных, тюремная медицина, питание, режим, обстановка в камерах, свидания, этапирование и многие другие подробности из жизни арестантов. За каждой страницей стоят человеческие судьбы не только заключенных, но и жертв их преступлений и правоохранителей, гласит аннотация.

«Как придумывать преступления? Автор, наверное, ограничивается своим опытом. Мне кажется, что документалистика всегда богаче, чем художественная литература. Документалистика страшнее. Я очень много занимаюсь преступлениями, много лет хожу по тюрьмам, посетила много тюрем для маньяков, но каждый раз не перестаю удивляться», — отметила на встрече Ева Меркачева.

Вадим Панов отчасти с ней согласился: «Документалистика проникает глубже, потому что это реально и это настоящее. Я пишу в основном фантастику, но это условность. В детективах же, когда я рассказывал о преступлениях, пусть и вымышленных, но с отсылками к реальности, то день-два после некоторых эпизодов я отдыхал, не мог ни о чем другом думать. Тем не менее, авторский вымысел добавляет изюминку в историю».

На вопрос о том, как создать убедительного персонажа, Вадим Панов ответил, что приходится в них вживаться: «Если писатель не чувствует своих персонажей, то не получится живого диалога, не получится ощущения вовлеченности у читателя.

Любая книга — это авторское конструирование».

Ева Меркачева поделилась своим рецептом, как расслабиться и переключиться, когда постоянно погружен в тему преступлений: «Я читаю древние книги, в свое время я даже изучала санскрит. Меня это успокаивает, там всё расставлено по полочкам, там добро и зло не смешаны».

Под занавес встречи ее участников по-пушкински спросили, совместимы ли гений и злодейство. И вновь авторы оказались единодушны. «Бывало и такое в истории», — отметила Ева Меркачева. «Гения у меня в книге нет, но есть человек, который делает что-то полезное, но одновременно с тем он убийца. Я считаю, что это возможно, гений и злодейство — это два пиковых значения, и одно из них может питать другое», — сказал Вадим Панов.

Вечером того же дня авторы «Редакции Елены Шубиной» Андрей Подшибякин (записавший видеообращение) и Шамиль Идиатуллин, а также специальный гость встречи редактор Анастасия Шевченко представляли новую серию книг РЕШ «Страшно интересно».

Слева направо: Андрей Подшибякин, Анастасия Шевченко, Шамиль Идиатуллин, Наталья Ломыкина. Фото: Людмила Прохорова

Андрей Подшибякин отметил что иногда принято стыдиться, что читаешь какие-то жанровые книги:

«Но я думаю, что не бывает плохих жанров, бывают плохие книги».

Также он анонсировал, что работает над продолжением своей книги «Последний день лета», но автор он небыстрый.

«Андрей сказал, что пишет долго, а вот Шамиль почему-то пишет быстро!» — отметила модератор встречи Наталья Ломыкина. На что Идиатуллин признался, что книга «За старшего» — переиздание, а не новинка: «Книжка вышла в 2013 году, но нелепым и непонятным образом, никто практически ее не читал, никто практически не заметил, а кто заметил, тот считал ее страшно увлекательной, как и я». Так что роман не просто так оказался в серии «Страшно интересно».

Анастасия Шевченко, которая была одним из немногих, читавших книгу в ее первоначальном варианте, отметила, что изначально она называлась «Варшавский договор». Кроме того, Анастасия читала вообще все книги Шамиля, например, она была бета-ридером «Бывшей Ленина». «Это было очень похоже на мою личную историю, и я сделала так, чтобы она не закончилась, как в ’’Бывшей Ленина’’», — поделилась Анастасия Шевченко. Среди своих любимых книг она назвала «СССР(тм)» и «До февраля», редактором которой она была. «В ’’До февраля’’ нет личности маньяка, а есть люди, которых ты скоро потеряешь», — рассказала она об оптике произведения.

«Мне не интересно было писать книгу про маньяка и убийцу, потому что эта тема жована и пережована. А вот про людей, которых в произведениях убивают, никто никогда не вспоминает, будто это неважно. Я подумал, что это важно, и написал об этом», — подтвердил писатель.

Наталья Ломыкина отметила, что Шамиль показывает себя тонким стилистом, когда пишет рукопись от лица маньяка: «Читая эту книгу, ты не только хочешь убить маньяка, ты хочешь убить графомана!»

«Я не чувствую в себе какой-то писательской уверенности до сих пор, поэтому, может быть, всё время перескакиваю с жанра на жанр. Но начитанность некоторая у меня есть… Если меня приглашают в жюри какого-нибудь конкурса, то как бы хорошо там ни отбирались заявки, всё равно попадается какая-нибудь лютая графомания. Вот я присматривался к какими-то особо смачным фрагментам, кроме того, специально лазил по ’’Прозе.ру’’», — рассказал об «источниках вдохновения» Идиатуллин.

— Откуда смелость и азарт браться за разное? — спросила Наталья Ломыкина.

— Я пишу, потому что читаю. Но я же читаю не одно и то же, а всё разное, — ответил Идиатуллин. — А время от времени я утыкаюсь в некую дыру, из которой сквозит. И я начинаю искать ту книгу, которая ее заполнит, и когда я не натыкаюсь на нее, то я ее пишу.