САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Феромоновые компьютеры и судьба человечества

Дело переложения Лю Цысиня, лучшего, на взгляд Александра Чанцева, мирового фантаста, продвигается у нас довольно оперативно

Картинка, сгенерированная ИИ Kandinsky 3.0 по запросу 'Феромоновые компьютеры и судьба человечества' / fusionbrain.ai
Картинка, сгенерированная ИИ Kandinsky 3.0 по запросу 'Феромоновые компьютеры и судьба человечества' / fusionbrain.ai

Текст: Александр Чанцев

Лю Цысинь. О муравьях и динозаврах

Пер. с кит. А. Гришина

М.: Эксмо, 2024. – 432 с.

Дело переложения Лю Цысиня, лучшего, на мой и не только мой взгляд, мирового фантаста, визионера путей науки и человечества, продвигается у нас довольно оперативно. Вот издатели дошли до романа 2013 года «О муравьях и динозаврах», а также до более раннего сборника «Песнь кита». Переведено на этот раз, кстати, не с английского, а с китайского (at least I hope so). В планах на этот год еще объявлен сборник эссе.

Как вообще родился замысел романа, в котором разумными существами, зачинателями земной цивилизации стали динозавры и муравьи? Из вызова самому себе — написать роман с самым неудобоваримым сюжетом? На спор? Вышло же – просто блестяще.

Как и у самих колонизаторов древних земных континентов.

«В легендах говорится, что все чудеса муравьи и динозавры создали вместе. Дескать, у динозавров были неловкие лапы, и муравьи делали для них всю тонкую работу. А муравьям не хватало воображения, и все технологии выдумывали динозавры».

Сотрудничество, начавшееся с чистки муравьями зубов динозавра, довело их до совершенных технологий. Феромоновые компьютеры (муравьи общаются запахами) и электронные переводчики с муравьиного на динозаврский, атомная промышленность, неинвазивная медицина (муравьи выступают теми нано-роботами, что чинят организм изнутри, о которых человечество еще только мечтает), а также – ведь Лю Цысинь прежде всего мастер, если не академик воистину научной фантастики – использование антиматерии, новое солнце на небе… От всего этого буквально кружится голова – как у муравья, пытающегося рассмотреть динозавра.

Жанр подчас даже трудно определить – например, такое описание гигантских домов динозавров тянет вполне уже на добрую детскую сказку:

«Города динозавров стали намного больше, чем были в Эпоху пара, их небоскребы вздымались на десять тысяч метров, а то и выше. С крыш открывались точно такие же виды, как и с высотных летательных аппаратов, облака, казалось, обнимали землю. Когда тучи особенно сгущались, обитателям верхних этажей, где днем всегда светило солнце, приходилось звонить по телефону швейцару и спрашивать, идет ли внизу дождь и нужно ли взять зонтик, чтобы не промокнуть по дороге с работы домой. Естественно, зонтики у них были огромные, вроде наших цирков шапито».

Но цивилизации, сколь бы продвинутыми они ни были, в своем развитии крайне редко доходят до сказок и воплощённых идиллий. Начинаются войны муравьев и динозавров, земли последних в свою очередь распадаются на враждующие… Способ, коим ведутся эти войны, иначе как изысканным, не назвать, Сунь-цзы со своим трактатом позавидует. Муравьи перегрызают сосуды динозавров, закладывают в их компьютерные и промышленные сети мини-бомбы; те же, в соответствии со своим размером и богатым воображением, играют по-крупному – уничтожают сразу всю землю. И, после почти вечной зимы, вызванной взрывом антиматерии и приведшей к гибели динозавров (так вот в чем дело было, и комета ни при чем!), откуда-то из пещер выползают обезьяны. Новая цивилизация. Которой, весьма вероятно, суждено повторить весь путь – к собственному концу.

Любопытно и пугающе, что Лю Цысинь в этот раз весьма отклоняется от своего позитивистского, прогрессистского видения развития человечества. Да, в его самой известной вещи «Загадка трех тел» и прочих книгах человечество тоже разнообразно и упорно загоняло себя в кризисы и смертельные тупики, но все обходилось, даже при столкновении со сверхразвитыми и злокозненными внеземными цивилизациями. Китайский фантаст был всегда очень китайским: терпение, труд, следование древней мудрости, мир и взаимоуважение со всеми, работа на прогресс, благосостояние и счастье – и все можно решить. «Потому что человечество – квинтэссенция всего живого, его пламенный дух. Космос выбрал нас. Посмотри, как далеко продвинулась наша цивилизация! Я уверен, что все обойдется, и у меня есть все основания для этой уверенности! Возможно, мир, в который мы вернемся, будет немного отличаться от того, который мы покинули, но человеческая цивилизация будет существовать!»

Так в одном из первых текстов сборника рассказов убежденно беседуют молодожены, отправившиеся на медовый месяц в ретропутешествие в космос на корабле (так-то все передвигаются антигравитационными скачками) и, попав в квантовую дыру, оказавшиеся в параллельной вселенной. И они правы – люди выжили в этом мире. В роли обитателей зоопарка или корма для цивилизации динозавров (такие приветы и переклички между старыми рассказами и романом любопытно постфактум анализировать). Речь и быт людей примитивны, судьба – крайне незавидна.

Рассказы сборника могут быть самыми разнообразными, фантазия Лю Цысиня не знает предела – первый компьютер в Древнем Китае или эффект бабочки во время войн на Балканах (небезлюбопытна, кстати, не раз встречающаяся в книге критика в адрес американских геополитических амбиций и практик), предотвращенный инопланетянами конец света на земле или визит человека из будущего на домашний концерт Эйнштейна, мотивы Брэдбери, Борхеса и что-то еще совсем новое. Речь, впрочем, всегда прежде всего о науке, ее законах, открытии их, истолковании, выходе человечества на все новые горизонты физических законов.

«События, описанные в этой истории, находятся за пределами возможного не из-за ограниченности человеческих способностей, а из-за запрета, установленного фундаментальными закономерностями физики и математики. Однако одна из прелестей научной фантастики заключается в том, что в ней можно изменить законы природы и показать, как Вселенная могла бы функционировать в изменившихся условиях».

По-разному могла бы, конечно, а вот люди… Что бы они ни изобрели, не в науке, но в своем обществе, это «всего лишь нежизнеспособная идеалистическая фантазия. Спортивные состязания не могут заменить собой войну. Точно так же, как вино не может заменить кровь».