Текст: Игорь Карнаухов
Пермь не Петербург, но есть здесь свой аналог знаменитых Литераторских мостков. Мастера слова, составлявшие цвет областной писательской организации в лучшие ее годы, в большинстве похоронены на Южном кладбище города. Места их упокоения нанесли на карту и объединили в единый маршрут сотрудники краевой библиотеки им. А. М. Горького. Так появился аудиогид «Литературный некрополь».
Именно на Южном кладбище в Перми покоится Лев Давыдычев, мастер литературы для детей, автор «Лёлишны из третьего подъезда», «Руки вверх, или Враг № 1», «Многотрудной жизни Ивана Семёнова», недавно послужившей основой для новой экранизации, и других повестей и романов, которые читают в Прикамье и сегодня. Здесь же могила поэта и литературного переводчика Николая Домовитова, человека со сложной, драматичной судьбой, кроме Прикамья, работавшего также в Донбассе. За двенадцать лет у него в донецких и киевских издательствах вышло пятнадцать книг.
Тут же пристанище «Пермской рябинки» Ольги Волконской, репатриантки послевоенного времени, начинавшей писать в Аргентине. В родной стране, правда, у нее вышло меньше, чем в Латинской Америке, всего две книги; фонд писательницы в краевом архиве всё ждёт своих исследователей и издателей. Тут же спят вечным сном поэты Борис Ширшов, чьи «Сто загадок» тоже были почти в каждой пермской домашней библиотеке, Владимир Радкевич, считающийся в Прикамье самым большим певцом малой родины, и другие – всего девять видных прозаиков и стихотворцев.
Десятый в этом сонме – журналист, один из первопроходцев частной прессы в Прикамье, Валерий Дементьев, погибший в 1991 году при освещении конфликта в Нагорном Карабахе.
За основу проекта была взята рисованная схема, которую как-то составил и подарил отделу краеведения Горьковки прозаик и поэт Виталий Богомолов, лично знавший всех выдающихся предшественников. Не все захоронения удалось обнаружить с первого раза: на одних не было табличек, другие летом скрывали заросли травы. Дольше всего искали могилу Алексея Домнина (1928–1982), сказочника, автора «Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике» по мотивам коми-пермяцкого фольклора; собеседники библиотекарей утверждали, будто на ней установлен бюст, который приписывали известному скульптору, но оказалось, там надгробие в виде раскрытой книги.
– Из любительской пешеходной экскурсии «Некрополь» превратился в мультимедийный продукт, доступный широкому кругу пользователей, – оценила автор проекта, главный библиотекарь отдела по искусству краевой библиотеки Ирина Гаврикова. – Прогуляться можно как пешком, так и умозрительно, выходя из любой точки планеты. Аудиогид расширяет перечень городских достопримечательностей, связанных с литературой, позволяя узнать о том, как завершились судьбы корифеев. Это наш вклад в наполнение литературной карты города.
«Пермский литературный некрополь» доступен по ссылке.