Текст: ГодЛитературы.РФ
Мало кто не слышал о кризисе 30 лет и мало кто его не переживал — так что если вы сами стоите на пороге тридцатилетия (или мотаете четвертый десяток) и при этом чувствуете некоторую растерянность, книга известного южнокорейского психолога Ким Хе Нам придется как нельзя кстати.
Растерянность эта, стоит сразу отметить, абсолютно закономерна. Именно в районе тридцати люди часто заново выстраивают свою жизнь: пересматривают ценности, ставят новые цели. При этом просить советов не принято — ведь вы как будто уже достаточно взрослый. Но это зря — к счастью, книга «Важные 30» как раз и является таким сборником советов, которые помогут найти ответы на вопросы в духе «Что не так с моей жизнью?» и «Чего я хочу на самом деле?»
Предлагаем прочитать фрагмент о том, как избежать синдрома жертвы.
Важные 30. Что нужно знать уже сейчас, чтобы не упустить свою жизнь / Хе Нам Ким ; пер. с кор. Д. Крутовой. — Москва : МИФ, 2024. — 240 c.
Остерегайтесь синдрома жертвы
История первая
Однажды мой друг, школьный учитель, пожаловался:
— Знаешь, какую фразу я чаще всего слышу от учеников, когда прошу их выполнить пусть даже самое небольшое задание? «Почему сразу я?» Этот вопрос чуть было не сделал меня невротиком.
«Почему сразу я?» означает «Почему я должен это делать?». Это все равно что сказать: «Это не моя работа, почему другие дети этим не занимаются?»
Слушая рассказ друга, я вспомнила газетную статью, которая однажды попалась мне на глаза.
Согласно закону Парето, двадцать процентов людей выполняют восемьдесят процентов работы. Однако около семидесяти процентов офисных сотрудников считают, что они работают больше остальных. Это показывает, что многие люди погружены в менталитет жертвы и живут в убыток себе. Они кричат (хотя большинство людей не могут сказать этого вслух, опасаясь осуждения): «Почему я должен чем-то жертвовать? Почему я должен больше работать?»
Почему эти люди избегают жертвенности? Современное общество сосредоточено вокруг отдельных личностей, здесь царит безжалостная конкуренция, в условиях которой люди должны сражаться, используя свои исключительные способности. Человек превратился в расходный материал, который выбросят, как только он перестанет приносить пользу. Вот почему все стремятся получить максимум пользы для себя прямо сейчас, а не жертвовать собой ради группы. А во имя других жертвуют собой разве что дураки.
Раньше, когда люди меньше переезжали и жили более сплоченно, если один человек жертвовал чем-то для окружающих, особенно в ущерб себе, через некоторое время ему воздавалось: коллектив его благодарил и вознаграждал за потерю. Человек, который без колебаний выполнял тяжелую работу для других, в итоге занимал центральное место в группе. Именно поэтому в долгосрочной перспективе жертвенность никогда не была проигрышным поведением.
Однако в современном обществе, когда люди много мигрируют, часто встречаются и быстро расстаются, возможностей для жертвенности и возмещения потерь мало. Именно поэтому люди живут в состоянии повышенной боевой готовности, опасаясь, что могут понести убытки. Им только и остается, что задаваться вопросом: «Почему сразу я?..»
История вторая
Кинопроизводство в последнее время очень внимательно к зрителю. Если фильм имеет кассовый успех, всегда есть продолжение или приквел, объясняющий, почему главному герою пришлось поступить именно так. Зрителю никогда не приходится додумывать. Вместо того чтобы следить за будущим главных героев саги «Звездные войны», фильмов «Бэтмен: Начало» и недавнего «Ганнибал: Восхождение», мы, изучив их прошлое, можем понять, почему они сделали именно такой выбор. Зрителю остается только согласно кивнуть:
— Ага, на то была причина.
Как будто поступки злодея можно простить, если для них есть веская причина.
Главный герой фильма «Молчание ягнят» — психиатр Ганнибал Лектер, который ест человечину. Зрители были шокированы его жестокостью, но снятый позднее фильм «Ганнибал: Восхождение» объясняет, почему Лектер стал таким.
Ганнибал маленьким ребенком потерял свою семью во время войны. Ему довелось наблюдать, как его единственную сестру съели голодные солдаты. Более того, ему самому пришлось съесть этот самый суп. Ганнибал, преисполненный ненависти к бойцам, съевшим сестренку, убивает их и поедает одного за другим.
Однако столь травмирующий детский опыт совершенно не оправдывает чудовищное поедание человеческого мяса и не позволяет понять простить главного героя, потому что теперь Ганнибал взрослый и обязан контролировать себя, чтобы травмы прошлого не оказали фатального влияния на настоящее.
Характеристика людей с синдромом жертвы
«Я пережил травму в прошлом, поэтому вынужден быть сейчас таким, какой я есть. Так что тебе остается только прислушаться ко мне».
Такой тип поведения в психологии называется синдромом жертвы. Почему так много наших современников страдают синдромом жертвы? Ответ будет краток. Эта фраза часто звучала в одном популярном комедийном шоу:
— Оставайся верен своим желаниям!
Раньше, произнося слово «желание», я краснела. Однако в современном обществе желания уже не воспринимаются как нечто, что следует скрывать или чего нужно стыдиться. Наоборот, приветствуется как наличие желаний, так и стремление их удовлетворять. Более того, люди, открыто стремящиеся к реализации своих желаний, изображаются честными и умными.
Причину этого изменения можно найти в распространении и неразборчивом применении психологических теорий. Во многих современных романах и эссе такие теории используются для раскрытия внутреннего «я» персонажа, что вызывает различные недоразумения с позиции психотерапии.
Одним из популярных заблуждений является убеждение, что свободное выражение эмоций необходимо для психического здоровья. Рекомендации наподобие «Злитесь, когда вам хочется злиться» и «Никогда не скрывайте свои эмоции» встречаются в различных книгах по психологии, а «честное выражение своих эмоций» преподносится как «чрезвычайно полезное для здоровья занятие».
Однако в психоанализе фраза «Поместите Ид туда, где было Эго» означает только рекомендацию не прятать свои инстинктивные желания или эмоции и отнюдь не призывает выражать их вовне. Если мы будем выплескивать свои желания и эмоции, не фильтруя их, то станем просто чудовищами. По этой причине фразы «Я вынужден это сделать» и «Ты должен сделать все так, как я хочу» являются самым настоящим проявлением насилия.
Тем не менее люди с синдромом жертвы по-прежнему воспринимают себя жертвами. Они будут совершать определенные действия, потому что убеждены, что их эго было травмировано в прошлом. Они считают так: «У меня мучительное прошлое. Я жертва. Так что то, что я совершаю сейчас, вполне естественно. Вы все должны меня понять и простить. И еще вы должны подарить мне ту любовь, которую я недополучил».
Типичный пример такого поведения демонстрирует Хва Ён — героиня популярной дорамы 2007 года «Женщина моего мужчины». Пластический хирург Хва Ён влюбляется в мужа своей лучшей подруги Джи Су. Она полностью отдается своим желаниям и бессовестно отбивает мужа у подруги.
— Как вы могли так поступить со мной? Вы звери! — кричит Джи Су.
— Да, мы звери. Счастливые звери, — спокойно возражает Хва Ён.
Хва Ён действует без колебаний и говорит вещи, которые раньше казались немыслимыми. Она считает, что может так поступать, из-за своего тяжелого прошлого. Хва Ён в одиночку тянула на себе всю семью, когда ее муж покончил жизнь самоубийством, но для окружающих она все равно была «тварью, которая убила мужа из-за измены».
Более того, ее мать интересовали только деньги и она не стеснялась называть дочь стервой, когда та попадала в беду. Вот почему Хва Ён — жертва — с уверенностью говорит своей лучшей подруге: «Да, мы звери. Счастливые звери».
Люди с синдромом жертвы уверены в себе, как Хва Ён. В этой уверенности кроется также осознание своей исключительности. Поняв, что любой может стать жертвой, мы начинаем считать себя особенными. «Да разве им дано ощутить такую боль?» — вот о чем мы думаем. Из-за этого порой мы, сами того не осознавая, создаем мучительные ситуации и испытываем некоторое удовольствие, претерпевая боль.
Как избежать синдрома жертвы
Синдром жертвы появляется неожиданно. Чтобы не попасться в эту ловушку, нужно помнить о следующих трех правилах.
Во-первых, какими бы болезненными ни были травмы прошлого, я несу ответственность за свои нынешние действия. Это означает, что я не могу переложить ответственность на человека, который издевался надо мной в прошлом. В романе Кон Джи Ён «Наше счастливое время» Юн Су говорит, что брать на себя ответственность означает «признать, что совершил то, что совершил, какой бы ни была причина». И страдаю только я, потому что привязан (-а) к травмам прошлого. При этом мои мучители уже давно все забыли и живут счастливо. Хватит!
Во-вторых, какой бы безвинной жертвой я ни был (-а), действия, причиняющие вред другим, неприемлемы. Это злодеяние, которого не следует совершать. Именно поэтому нужно отказаться от осознания себя жертвой и быть честной. Если я признаю, что внутри меня живет дьявол, я смогу понять и принять желания других. Тогда можно научиться жить так, чтобы мои желания и желания других не конфликтовали, и получать удовлетворение от жизни без серьезных конфликтов.
В-третьих, постоянно жертвовать собой, игнорируя собственное счастье, — это патологическое поведение, которое ведет к саморазрушению. С другой стороны, если вообще не проигрывать и не приносить себя в жертву, можно потерять возможность испытать важные удовольствия в жизни.
Конечно, не каждый может пожертвовать своим временем и усилиями ради других. Это потому, что только уверенные в себе люди готовы что-то терять. А помогать другим, быть полезными для других — это одна из самых ценных радостей в жизни. Именно поэтому обесценивание или пренебрежительное отношение к жертве свидетельствуют об отсутствии порядочности и добродетели.