Текст: Игорь Канаухов
В пермском историческом парке «Россия – моя история» представили историко-литературную и документальную выставку «Открывая Виктора Астафьева». Она основана на материалах из Государственного архива Пермского края, посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося русского советского писателя, а подготовлена школьниками.
Именно в пермском Госархиве находится крупнейший фонд прозаика, насчитывающий более 1,5 тыс. единиц: рукописи, личные и семейные документы, переписка, фотоснимки. Он формировался на протяжении трех с лишним десятилетий: в середине семидесятых Виктор Петрович, живший тогда уже в Вологде, откликнулся на предложение руководства учреждения получить его бумаги и стал отправлять их в Пермь. После смерти классика, вплоть до 2007 года, это продолжала делать его вдова Мария Семёновна, поэтому не стоит удивляться, что в Перми есть и материалы по «Проклятым и убитым», хоть над ними Астафьев работал уже в восьмидесятые, в красноярский свой период.
Претворили же массив информации в выставку школьники, учащиеся гимназии № 5 в краевом центре и школы поселка Юг (Пермский муниципальный округ), занимающиеся в «Архивной лаборатории» при Госархиве.
«Открывая Астафьева» – это одиннадцать стендов, каждый иллюстрирует отдельную страницу из жизни и творчества писателя, причем темы формулировались самими юными архивистами. Поэтому наряду с «Жизнью Астафьевых в Чусовом» и «Боевыми товарищами Астафьева» есть такие, как «Астафьев и «Мурзилка», – классик не только сам много давал в старейший детский журнал, но и привел на его страницы пермского товарища Льва Кузьмина, – «Рыбалка в творчестве Астафьева» – тема, которая тянет и на диссертацию, – и другие сюжеты.
– Это новая страница в архивном деле, – заявила руководитель краевого Агентства по делам архивов Наталья Новикова. – Ребята, интересующиеся литературой, приходят в архив и создают настоящую полноценную выставку. Да, она небольшая, но глубокая по содержанию.
Ребятам удалось проникнуть в творческую мастерскую классика. Главная особенность литературного труда Астафьева: долгая, тщательная обработка текста после скорого, подчас стремительного написания.
Каждый рассказ писался от руки. Мария Семёновна перепечатывала получившееся на машинке. В этой машинописи Виктор Петрович заменял слова и переправлял предложения. Произведения часто дорабатываются для конкретного издания, и прозаик что-нибудь да подправлял в текстах.
Показательна в этой связи история рассказа «Фотография, на которой меня нет». Произведение было написано на даче писателя в деревне Быковке всего за два дня. В пермском фонде три его редакции – собственно рукопись и две перепечатки на машинке. И вот в третьем экземпляре на титульном листе рукою Виктора Петровича зачеркнуто «рассказ» и имя автора... Что не устроило тогда писателя, осталось невыясненным. Притом что образчик прозы благополучно входил затем в сборники.
Вход на данную экспозицию свободный. Однако «Открывая Виктора Астафьева» – выставка передвижная. В Историческом парке она работает по 31 июля, затем может демонстрироваться в учебных заведениях и на любых других площадках.