САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. Самуил Алянский

О российском издателе и редакторе, основателе и руководителе издательства «Алконост», в котором выходили книги Анны Ахматовой, Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова, Фёдора Сологуба...

РГАЛИ. Самуил Алянский / godliteratury.ru
РГАЛИ. Самуил Алянский / godliteratury.ru

Текст: Мария Шуплецова, зав. архивохранилищем печатных изданий РГАЛИ

5.С.М. Алянский и Андрей Белый. 1919 г. Из открытых источников.
К 50-летию со дня смерти Самуила Мироновича Алянского (16/28 мая 1891, Санкт-Петербург – 18 июля 1974, Москва)

Главная биография Самуила Алянского, написанная ленинградским книговедом Сергеем Владимировичем Беловым, называется «Мастер книги». Действительно, профессиональная деятельность этого удивительного друга всех книголюбов и литераторов всегда была связана с издательским делом, в котором он попробовал себя во многих и многих ипостасях и отдал которому 50 лет своей жизни.

Даже одно перечисление знаковых для нашей культуры названий, где С.М. Алянский оставил свой видный след, говорит само за себя: «Алконост» — «Серапионовы братья» — «Боевой карандаш» — «Детская литература».

Совершенно молодой, в сущности, человек, он сразу после революции объединил вокруг себя символистов — как организатор издательства «Алконост». В 20-е и 30-е годы будет руководить «Издательством Писателей в Ленинграде», выпустит альманах «Серапионовы братья». В годы войны, оставаясь в блокадном Ленинграде, в составе группы художников «Боевой карандаш» будет работать над выпуском так необходимых тогда агитационных листов. После войны Алянский — редактор «Детской литературы».

2.Протокол совещания редакции издательства «Алконост» об издании комедии А.М. Ремизова по своду В.В. Бакрылова «Царь Максимилиан». (Автографы А.А. Блока, Р.В. Иванова-Разумника, К. Эрберга, С.М. Алянского). 13 октября 1919 г. РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1.

Самуил, второй из семи детей известного в Петербурге переплетчика книг Мирона Исаевича, уже в подростковом возрасте начал давать уроки неуспевающим ученикам. С третьего класса гимназии, как писал затем сам, надо было «заботиться о заработке, который давал бы возможность учиться».

Весной 1908 года, после окончания переходных экзаменов в седьмой класс, одноклассник и товарищ по литературному кружку Василий Васильев рассказал Алянскому о своей работе в библиотеке известного в Петербурге собирателя-библиофила Левкия Ивановича Жевержеева.

Именно там, рядом с этой легендарной для библиофилов личностью до 1912 года Васильев и Алянский работали над типографским набором каталога колоссального книжного собрания Жевержеева. «В библиотеке Жевержеева я насмотрелся чудесных изданий… Именно здесь, в библиотеке, был заложен фундамент моей будущей приязни к книге…» — напишет затем Алянский. Через четыре года Жевержеев решает продать дубликаты своих книг, и Васильев и Алянский откроют в 1917 году книжную лавку на Колокольной улице, 1 — в доме родителей Самуила, которые выделили начинающим торговцам полкомнаты с окном и дверью.

Московские новинки и другая поэзия, как вспоминал Алянский, «впервые после революции появились только в нашей лавке». Вскоре молодым людям пришла счастливая идея обратиться к самому Александру Блоку с предложением передать для продажи авторские экземпляры. Жребий знакомства с поэтом падает на Алянского.

При встрече с Блоком Самуил высказал и более амбициозную идею — объединить символистов вокруг собственного журнала и издательства. Блок согласился и предложил в качестве первой книги нового издательства свою поэму «Соловьиный сад», не вошедшую в собрание стихотворений. С этого и началась история издательства «Алконост». Как напишет затем Алянский, «отныне предметом наших бесед стали заголовки, шрифты, линейки, спуски, отступы, поля и пр.».

У молодого издателя сложились дружеские отношения со всеми авторами «Алконоста». В РГАЛИ хранится объемная переписка Алянского с Андреем Белым, письма Алянскому А. Ахматовой, А. Блока, А. Ремизова (ф. 20, оп. 1).

Особый интерес деятельность «Алконоста» представляет в свете перемен в литературе и культуре в первое послереволюционное десятилетие. По словам В.Г. Сабинина-Кнорре, «Алянский создал Ноев Ковчег для спасения вымирающих представителей — нет, создателей Серебряного века». Предприятие было крайне своевременным, даже несмотря на то, что «Алконост» получил личную поддержку от наркома просвещения А. Луначарского и главного пролетарского писателя М. Горького. Всего «Алконостом» было издано более 50 книг, причем на качественной бумаге, маленькими тиражами, и потому издания становились библиографической редкостью почти сразу. Помимо самих книжек «Алконоста», в фонде Блока в РГАЛИ можно найти статьи и макет сборника «Россия и интеллигенция», составленного поэтом в 1918 году и выпущенного издательством (ф. 55, оп.1).

«Алконост» просуществовал до 1923 года, одной из последних его книг был сборник группы «Серапионовы братья», который В.А. Каверин назовет «фактом литературной истории».

3.Письмо М.О. Гершензона С.М. Алянскому. 20 февраля 1922 г. РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1. Автограф.

В 1929 году по приглашению К.А. Федина Алянский стал заведующим «Издательством Писателей в Ленинграде». Под руководством Алянского в издательстве вышли произведения крупнейших советских писателей — К. Федина, М. Шагинян, Н. Тихонова, В. Шкловского, Б. Пастернака, В. Каверина, О. Форш, А. Толстого, А. Белого. Произведения почти всех участников «Серапионовых братьев» нашли свое место в «Издательстве Писателей», а сами эти книги стали образцом полиграфического мастерства.

1.Фотография С.М. Алянского [Начало 1920-х]. РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 2.

С 1938 года Аляский — заведующий издательством Ленинградского союза художников «Боевой карандаш». Как писал С.В. Белов, «мало кто сейчас помнит и знает, что советский эстамп впервые возник в предвоенном Ленинграде, а С.М. Алянский явился его непосредственным зачинателем и создателем…».

Первый лист «Боевого карандаша» был связан с передовицей газеты «Правда» начала Великой Отечественной войны, получив то же название — «Фашизм — враг человечества. Смерть фашизму!». Он был выпущен 23 июня 1941 года тиражом 15 тысяч экземпляров. «…Деятельность “Боевого карандаша” имела особо важное значение. Столь нужные советским людям плакаты выходили регулярно, несмотря на страшный мороз и голод,… ожесточенный артиллерийский обстрел и яростные воздушные налеты», — писал С.В. Белов.

8.Плакат «Фашизм – враг человечества. Смерть фашизму!» («Боевой карандаш» №1). 1941 г. Из открытых источников.

В сборнике воспоминаний «Художники города-фронта» (1973) В.В. Курдов с любовью отмечает: «За маленьким письменным столом, в углу у шкафа работает изнуренный голодом человек. Это неизменный друг художников, писателей и поэтов на протяжении многих десятков лет — Самуил Миронович Алянский, ставший в тяжелые дни блокады особенно близким и дорогим нашему коллективу…»

До конца войны плакаты «Боевого карандаша» оставались важным и популярным агитационным материалом по всей стране. Именем группы художников станут называть само это направление искусства.

В РГАЛИ в фонде Союза художников СССР (ф. 2082) можно найти объемные (более сотни листов каждый) альбомы отзывов прессы о работе коллективов художников «Боевого карандаша» в областных отделениях.

6.Письмо Е.И. Замятина С.М. Алянскому. 21 ноября 1921 г. РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1. Автограф.

В 1942 году Алянский переживет две личные трагедии — потерю жены и позже сына, однако ему еще предстоит прожить почти 30 лет, которые он отдал детской книге.

В июле 1943 года Самуил Миронович вошел в редколлегию журнала «Мурзилка», а с 1945-го и до конца своих дней являлся художественным редактором издательства «Детская литература».

Как пишет Д.С. Лихачев, работа Алянского «это целый этап в развитии нашей детской книги».

Не любивший, по его собственным словам, говорить и писать о себе Алянский выпустил только одну книгу мемуаров — «Встречи с Александром Блоком» в издательстве «Детская литература» в 1969 году.

***

7.Доверенность «Издательства Писателей в Ленинграде» С.М. Алянскому представлять интересы издательства. РГАЛИ. Белов. С.В. Мастер книги. — Л.: Наука, 1979. Стр. 53–54.

Фонд Самуила Мироновича Алянского под номером 20 был передан в РГАЛИ Литературным музеем. Даты документов — с 1917 по 1932 год.

В фонде можно найти письма Алянскому А.А. Ахматовой, А. Белого, А.А. Блока, М.О. Гершензона, Е.И. 3амятина и других. Также сюда включен протокол совещания редакции «Алконост» от 1919 года, подписанный А. Блоком, Р. Ивановым-Разумником, К. Эрбергом и самим С. Алянским. В фонде хранится автограф пьесы «История о кипрском напитке» Вольмара Люцинниуса (В. Н. Соловьева).

В других фондах РГАЛИ отложились большие коллекции писем С.М. Алянского — как связанных с профессиональной деятельностью, так и личных. Например, в фонде Государственного литературного музея (ф. 612) собраны 24 папки переписки с Алянским за 1937–1939 годы. В фонде Андрея Белого (ф. 53), как и в фонде Алянского, тоже собран большой корпус их переписки. В других фондах РГАЛИ есть не только фотографии С.М. Алянского, но и его письма к Б.Л. Пастернаку (ф. 379), П.И. Чагину (ф. 2550), Л.К. Чуковской (ф. 3390), Ю.П. Анненкову (ф. 2618) и другим.

  • Список иллюстраций:
  • 1.Фотография С.М. Алянского. [Начало 1920-х]. РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 2.
  • 2.Протокол совещания редакции издательства «Алконост» об издании комедии А.М. Ремизова по своду В.В. Бакрылова «Царь Максимилиан». (Автографы А.А. Блока, Р.В. Иванова-Разумника, К. Эрберга, С.М. Алянского). 13 октября 1919 г. РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1.
  • 3.Письмо М.О. Гершензона С.М. Алянскому. 20 февраля 1922 г. РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1. Автограф.
  • 4.С.М. Алянский и В. Васильев у входа в издательство «Алконост». 1919 г. Из открытых источников.
  • 5.С.М. Алянский и Андрей Белый. 1919 г. Из открытых источников.
  • 6.Письмо Е.И. Замятина С.М. Алянскому. 21 ноября 1921 г. РГАЛИ. Ф. 20. Оп. 1. Автограф.
  • 7.Доверенность «Издательства Писателей в Ленинграде» С.М. Алянскому представлять интересы издательства. РГАЛИ. Белов. С.В. Мастер книги. — Л.: Наука, 1979. Стр. 53–54.
  • 8.Плакат «Фашизм – враг человечества. Смерть фашизму!» («Боевой карандаш» №1). 1941 г. Из открытых источников.