САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Валентина Павлова. Все счастливые семьи забывают трудности, что они преодолели?

Публикуем рассказы, присланные на конкурс «Все счастливые семьи...?»

Публикуем рассказы, присланные на конкурс «Все счастливые семьи...?»
Публикуем рассказы, присланные на конкурс «Все счастливые семьи...?»

Автор: Валентина Павлова, Саратов

...надежда

В каждой семье есть какие-то истории или эпизоды… Грустные они или смешные, счастливые или не очень, но они есть.

В 1975 году мы переехали семьёй из Аткарска в Саратов. Жили во времянке на Жареном бугре – это район Елшанки. Мама была беременная, и мы с сестрёнкой ждали братика или сестрёнку. У хозяев этой времянки было два сына, мальчишки-хулиганы 10 и 12 лет. Однажды они курили на подловке – крыше нашего домика, и произошёл пожар. Огонь разгорелся быстро и застал нас врасплох. Не понимая, почему нам так жарко и почему мы горим, мы начали вытаскивать вещи из жилья. Наша мама была портнихой и схватила свою тяжёлую швейную машинку. Вынесла её на улицу, и ей стало плохо. Приехала скорая и пожарная машины. Затушили огонь, а маму отвезли в больницу. Мы с сестрёнкой волновались и плакали. Соседи взяли нас к себе. Мне было девять лет, а сестрёнке пять. На тот момент наша мама уже была в декрете несколько недель.

В больнице родились мальчики-близнецы. Первый из них весил 1900 г, а второй – 1700 г. Миша и Дима. Мама говорила, что кричали сильно, врачи даже удивились. Но на следующий день, на обходе, маме сказали, что один малыш умер, который был поменьше, второй. А который побольше, жив, и с ним всё хорошо. Она пролежала в больнице 20 дней, и её выписали. На вопрос: «Почему без малыша?» ответили, что его переведут в больницу для недоношенных деток и ему нужно будет возить грудное молоко.

Дней через пять маму пригласили на разговор с врачом. Врач спросила:

- У вас двое первых детей, девочки, от этого же мужа, что и близняшки?

Мама ответила:

- Да.

- Какая вы молодец. Мы вас вызвали сказать, что ваш малыш отёчный, и не знай – выживет, не знай – нет.

Мама попросилась поглядеть на ребёнка, но показали только издалека, через стекло и увели.

- Но это не мой вроде, – сказала мама, – у этого головка уже большая… Издалека была видна только головка, ребёнок лежал головкой к двери и вдалеке. Но маме больше не разрешили смотреть и проводили до выхода.

На следующий день папа, как всегда, повёз молоко в больницу, и ему сказали, что ваш ребёнок умер и чтобы он съездил за одеждой (ползунками, кофточкой и чепчиком). Он приехал и сказал, чтобы мама дала ему одежду, что малыш умер. Она начала плакать, и у неё отнялись ноги.

Ему выдали закрытую коробку, и он, не раскрыв её, оставил там же, в больнице.

Маме было очень плохо. Глядя на неё, мы с сестрёнкой плакали тоже.

Причину смерти малыша написали «отёк легких». Состояние мамы было стрессовое и, мягко сказать, печальное. Если бы не отнялись ноги, она сама бы поехала за умершим мальчиком. Тогда она не могла трезво оценивать всю серьёзность ситуации.

По истечении времени, расставив в своей голове всё по местам, она обрела уверенность, что её сыновья живы.

Отец не разрешал маме говорить на эту тему, чтобы она опять не расстраивалась. Прошло несколько лет. Мама не успокаивалась и продолжала жить с мыслью, что её мальчики где-то живут. Во сне она их видела очень часто, хотя и родилась у нас ещё одна сестрёнка. Каждый год, в день рождения близнецов, мама покупала торт и вспоминала сыночков. Папа хмурился, но торт ел.

Счастье буквально постучалось к нам в дом. К нашим соседям приехала родственница из Волгограда. Увидев маму, она рассказала, что на ее улице живёт семья. Мужчина – военный, а жена у него – врач, и у них два красивых сына-близнеца и вылитые наша мама, а на родителей ну ни капли не похожи. Что было с мамой – не передать словами. С помощью этой женщины мама отыскала эту семью и своих мальчишек. Приёмная мать наших мальчиков стояла на коленях перед мамой и просила прощения. Оказалось, что она не может иметь детей, а врач-акушерка, которая принимала роды у мамы, была её родной сестрой. Сначала они взяли одного малыша, но потом решили, что близнецов разлучать нельзя, и забрали и второго. Той акушерки уже нет в живых, а приёмную маму наши братья-близнецы очень просили простить за содеянное, и мама наша простила. Вот так эта грустная история превратилась в самую счастливую и для наших родителей и для нас, трёх сестёр.

...вдохновение

Она сидела за столом, обхватив голову руками. «Господи, как дальше жить? На что?» Мысли путались в голове, переплетались, становились одна хуже другой… Сегодня очередной врач-нейрохирург подтвердил ей диагноз. Да и проблемы просто задушили в последнее время.

- Ты что это придумала? – спросила Лену мать, увидев её опухшие от слёз глаза.

- Ничего не придумала, мам, – ответила дочь.

«Что можно придумать, когда всё плохо со здоровьем и на руках двое детей и больная мама…?» – промелькнуло в голове.

- Ну перестань себя накручивать, доченька, как-нибудь проживём, – она обняла дочь и похлопала её легонько по спине…

Муж Лены уехал на заработки в Москву, и от него уже полгода ни слуха ни духа не было. На телефонные звонки он не отвечал. Доходили неприятные слухи о его нежелании возвращаться обратно. Поэтому рассчитывать было не на кого… Лена мучилась болями в спине и поэтому не могла долго находиться на ногах. Лечение совсем не помогало, врачи в один голос настаивали на операции. Мальчишки, сыновья Лены, успокаивали маму как могли…

- Мам, ты не плачь, мы скоро подрастём, будем работать и тебе помогать.

- Спасибо, мои хорошие, – отвечала Лена и прижимала их к себе. Мальчишки были погодками, Саше было девять лет, а Лёше почти восемь.

Лену прооперировали и через какое-то время выписали домой. Сыновья заботились о маме, которой предстояла долгая реабилитация. Пока она могла только большую часть времени лежать и лишь потихоньку ходить. Однажды утром, проснувшись, Лена почувствовала, что в ее голове стали появляться складные строчки. Эти строчки превращались в стихи. «Что это?» – подумалось ей… Но ей это понравилось и поднимало настроение. Первые строчки шли сами собой, а потом их стало нужно додумывать. Она стала их записывать, а потом читать своим мальчишкам.

- Мама, какая ты молодец! – радовались дети. Их радость и энергетика очень поддерживали Лену.

- У меня всё будет хорошо, и я буду счастливой, – рассуждала про себя Лена. И тут же себя останавливала: – Моё счастье – это мои дети.

- Кто же посылает мне эти строчки? Кто бы ты не был, спасибо тебе, – шептала Лена и смотрела вверх…

Как-то ребята пришли со школы и, перебивая друг друга, стали рассказывать:

- Мам, ты только не ругайся, но мы давали учительнице читать твою тетрадочку и она в классе читала твои стихи и сказки. Всем очень понравилось, и она просила ещё приносить ей для прочтения.

Сначала Лена обиделась.

- Зачем вы взяли мою тетрадь, не спросив у меня разрешения? – строго спросила она. Но мальчики подошли и обняли её.

- Мам, ну прости нас, мы хотели, чтобы все узнали, какая ты у нас хорошая и умная. Ведь всем ребятам понравились детские стихи!

- Ну ладно, только больше так не делайте, пожалуйста, без моего разрешения ничего не берите.

- Хорошо, – согласились мальчишки.

Дни проходили в хлопотах и заботе о детях, а по ночам Лена подолгу не могла заснуть. В голове появлялись какие-то сказочные сюжеты и персонажи. «Я устала и хочу спать», – говорила сама себе Лена. Но второй голос советовал ей идти на кухню и записывать все строчки и мысли в тетрадь. И Лена шла… после этого спокойно ложилась и засыпала…

С помощью учительницы мальчиков об интересных стихах и сказках узнали в детском саду, который находился рядом со школой. Воспитательница детского сада передала Лене тёплый отзыв и благодарность от себя и детей. Радость и хорошие эмоции буквально помогали Лене быстрее выздоравливать.

- Это ли не счастье? – спрашивала себя Лена, обнимая сыночков, – Вы – моё счастье, и то, что детки читают мои сказки – тоже счастье!

...судьба

Как ни странно, но историй в моей жизни достаточно, и некоторые напрашиваются, чтобы их рассказали.

Мы со Светой жили недалеко друг от друга. Учились в одной школе, вместе с ней ходили в неё и несколько лет сидели за одной партой.

У всех ребят из нашего класса были мамы, у некоторых не было отцов, а вот мамы не было только у Светы. Она и её старший брат жили со старенькой бабушкой, а отец их был жив, но жил где-то с другой женщиной.

Однажды, как всегда, Света ждала меня на дороге, чтобы дальше вместе идти в школу. Она была грустная и с опухшими глазами.

- Ты что такая опухшая? – спросила я. Тут нас окликнули другие девочки-одноклассницы, Наташа и Галя. Света ответила:

- Потом расскажу.

На уроке истории Света показала мне телеграмму. В ней сообщали, что её мама умерла.

- Так она у тебя была? Была все эти годы, а ты живёшь с бабушкой? – тихо спросила я. Света расплакалась, и я попросила у учительницы разрешения выйти из класса. Глядя на подругу, я тоже расплакалась. Оказалось, что мама Светы пила и поэтому её отец бросил, а их с братом еще маленькими привёз к своей очень пожилой маме.

Как-то так получалось, что кроме школы мы общались мало. В каждом дворе хватало и девчонок и мальчишек для игр и сидения на лавочке с гитарой. Но, тем не менее, ждали встречи друг с другом и чувствовали себя почти роднёй.

Вот и подходила к завершению наша учёба. Началась подготовка к выпускным экзаменам и дальше, к выпускному вечеру. Экзамены все сдали, кто хуже, кто лучше, но сдали все.

- Я не пойду на выпускной, – сказала мне Света по дороге из школы домой.

- Почему? – спросила я, и сама же ответила на свой вопрос: – Нет платья? Давай я со своей мамой поговорю и попрошу её сшить. Моя мама была портнихой и работала в ателье. Нас в семье было три дочки, и все ходили «нарядные», как тогда выражались.

- Пойдёшь ко мне? – как-то неожиданно спросила Света.

- Пошли, – согласилась я.

Они жили в коммуналке. Длинный коридор и в самом конце их комната. В ней стояли три кровати, маленький телевизор и шкаф для белья.

- Какая теснота у вас, – удивилась я.

На общей кухне женщины-хозяйки занимались своими делами. Оттуда вышла бабушка Светы и громко ругала её старшего брата.

- У всех дети как дети, а ты – непутёвый лодырь, – ворчала она, – Весь в свою мамашу!

Света тут же покраснела и попросила бабушку не говорить про мать.

- Не будет вам счастья в жизни, – продолжала ругаться бабушка, – какие родители – такие и дети.

- Ну хватит уже, баб, – не выдержала Света, – сколько можно, – упрекнула она бабушку.

Брат Саша, жуя еду, вышел с кухни и шмыгнул на улицу. Мне было не по себе и стало жалко подругу. Мама моя согласилась сшить платье Свете на выпускной, но та наотрез отказалась на него идти.

После окончания школы наши пути как-то сами по себе разошлись. Я училась в одном техникуме, Света – в другом. Появились новые знакомые и друзья. И жили-то недалеко друг от друга, а видеться – не виделись. Наша одноклассница при встрече рассказала мне, что видела Свету и что она встречается с парнем, зовут его Сергей, и всё хорошо. Что бабушка Светы хочет побыстрее выдать внучку замуж, пока сама жива. Так прошёл год. Я зашла в гости к Свете повидаться, но соседка сказала, что у них заперто и Света живёт где-то с отцом и мачехой. Прошёл ещё год, я вышла замуж и родила дочку Ксюшу. Когда дочке исполнилось полгода, мы переехали жить к свекрови, на другой конец города. Каково же было моё удивление, когда я с коляской иду по аллейке, а навстречу мне идёт Света, тоже с такой же сидячей коляской… а в коляске девочка, такого же возраста, что и моя дочка. Зовут девочку Ирина. Мы очень обрадовались нашей встрече. Оказалось, что дома наших свекровей расположены совсем рядом, на одной улице, у неё дом номер один, а у меня дом номер два. «Вот совпадение!» – радовались мы.

Погуляли по скверу с детьми. Рассказывали друг другу, как учились после школы. Как познакомились с мужьями. Я спросила: «У тебя мужа Сергеем зовут?» Она рассказала, что Сергея, её парня, посадили на три года в тюрьму за хулиганство, а замуж она вышла за его младшего брата, Женю. И в данный момент живёт только со свекровью, потому что Женю забрали служить в армию, но не со своими ровесниками, а позже, потому что он учился. Она очень гордилась своим мужем. Говорила, что девчонки за ним бегают табуном, а женился он на ней. И что она наконец-то счастлива. Жаль, что бабушка не видит этого, она умерла. В разговоре она всё время рассказывала о Жене в прошедшем времени, «он был красивый», «он был заботливый», «он меня любил» и т.д. И я ей сделала замечание, говорю: «Свет, ты что так рассказываешь о нём? Был! Был! Был! Он же есть!» В общем, наболтались от души за эти два года, благо малышки спали всё это время. Мы попрощались до завтра.

А «завтра» наступило страшное… Совсем рано утром позвонили в дверь. Мой муж открыл и позвал меня. Света стояла вся в слезах, в руках телеграмма, руки у нее тряслись, и она сказала, что Женя погиб. Его застрелили на посту в армии. Я сама потеряла дар речи. Мы обнялись и плакали. В голове не укладывалось: «Как это так? За что?»

- Вот скажи, за что? – спрашивала Света. Я ничего не могла ей ответить.

- Это я накаркала вчера, – всхлипывая шептала Света, – ты правильно меня поправляла, что я о нём говорила в прошедшем времени…

На похоронах было очень много людей. Свекровь ездила в тюрьму и на коленях умоляла начальника тюрьмы отпустить на похороны брата Сергея. И его отпустили, но в наручниках и с сопровождающими.

Через месяц мы переехали жить к моим родителям, где я жила раньше. Общались мы со Светой только по домашнему телефону и то не часто. Сотовых тогда еще не было… Да и с маленькими детьми сидеть было некому. У неё свекровь работала, да и у меня тоже все работали. Съездила я к ней через полгода. Посидели, поболтали. Она, конечно же, очень грустила по мужу. Подарила мне на память свою свадебную фотографию, где они с Женей красивые и счастливые. Вскоре мы переехали от родителей и времени совсем не стало хватать. Незаметно прошёл год. Моя свекровь приехала к нам в гости и передала привет от Светы. «Исхудала вся, бледная», – сочувствовала свекровь, рассказывая про неё.

Через какое-то время Света позвонила и рассказала, что Сергей пишет ей письма из тюрьмы и скоро освободится и что она, наверное, не сможет больше жить в их квартире. Но свекровь её уговаривает остаться и жить всем вместе.

Несколько лет Сергею пришлось добиваться Светы. И она вышла за него замуж. Связь мы опять потеряли на какое-то время. У нас с мужем родилась вторая дочь – Ангелина. И когда ей исполнился годик, я случайно встретила брата Светы – Сашу. Он рассказал, что Света неделю назад родила дочку от Сергея. И что первая её дочь – вылитая папа Женя, а вторую назвали Марина.

Я купила её дочкам подарки, собрала детские вещи, которые остались ещё с этикетками и поехала к ней. Дверь открыла Света и приложила палец к губам, мол, тише. Я вошла, мы обнялись. Малышка спала. Посидели на кухне.

- А где свекровь? Где муж? – спросила я.

Света ответила, что Сергей на работе, а свекровь теперь живёт с её отцом, в его квартире, дочка в детском саду.

- Вот так всё переплелось у нас, – с улыбкой рассказывала Света. Что два года не соглашалась выходить замуж за брата Жени. Ей казалось, что она предаёт память о муже. Но когда поняла, что не может без него, без Сергея, то согласилась стать его женой. Да ещё и свекровь говорила: «Не бойся быть счастливой, дочка. Порой через несчастье люди обретают другое счастье. Так уж устроена жизнь человеческая. Ну что же теперь поделаешь, надо жить дальше. Надо стараться быть счастливой вопреки всем невзгодам». Я посмотрела на малышку и стала собираться уходить. С Сергеем встретились в дверях. «Приветливый, симпатичный парень», – подумала я.

А через несколько месяцев мы уехали жить в Ленинград. Шли годы, и связь потерялась. На моё письмо Свете пришёл ответ, что такие там больше не проживают. Телефон домашний тоже не отвечал. Сейчас уже у всех сотовые телефоны, но узнать её номер мне так и не удалось.

Скоро мы с семьёй снова переедем в свой родной город. И я обязательно отыщу свою школьную подругу. Так хочется, чтобы у неё всё было хорошо, да и у всех людей, чтобы тоже, всё было ХОРОШО…