
Текст: Дмитрий Шеваров/РГ
- Я в последнее время как раз много думаю об этой самой "форточке в небо".
 - Мне самому зачастую душно...
 - Из письма Бориса Рыжего поэту Ларисе Миллер, 21 марта 2001
 
Этот город сейчас редко вспоминают. Ленинград, вернувший себе царственное имя, помнят, а вот Свердловск, ставший Екатеринбургом, помнят лишь те, кто там родился или учился. Только для них имя исчезнувшего с карты населенного пункта исполнено поэзии, но кто им поверит.
Если Ленинград еще легко найти в Петербурге, то Свердловска в Екатеринбурге не отыскать, он канул как Атлантида. Почти весь старый центр города с его культурными гнездами снесен. Город, высотными доминантами которого были храм на Вознесенской горке и метеостанция на Обсерваторской горке, раздавлен исполинскими небоскребами.
И как же не блеснуть догадке: Свердловск был уральским Ленинградом! Нет, не внешне, конечно. Не архитектурой он был похож. Эвакуированные в 1941 году истощенные ленинградцы оставили в Свердловске не только свои могилы, но и свои кротость, бескорыстие, любовь к стихам и библиотечной тишине, свой трепет перед Рембрандтом ("Блудный сын", как и другие сокровища Эрмитажа, всю войну провел в Свердловске). Этот зыбкий отсвет Ленинграда долго хранили бледные лица свердловских стариков, читальные залы библиотек да трамваи, бегущие под осенними кленами. Сейчас тот Свердловск остался лишь в стихах.
Прежде чем кануть в Лету, Свердловск озарил русскую поэзию ослепительной вспышкой талантов: Саша Башлачёв, Илья Кормильцев, Сергей Нохрин, Роман Тягунов, и, как последний всполох, - Борис Рыжий. Борис говорил: "Мы последнее поколение, понимающее стихописательство как духовный подвиг..."
Все эти ребята ушли молодыми, оставив в своих стихах звенящее предощущение грядущих катастроф.
Тягунов и Рыжий ушли, отвергнув роли, отведенные им "просвещенными" нуворишами. Эта полубандитская "элита" в 1990-е культивировала образ Екатеринбурга как "русского Чикаго", тянула в свои сети молодых поэтов, художников и музыкантов, скупая их таланты всеми способами - от поспешно учрежденных премий до услужливо доставленных наркотиков. Завидев в стихах Рыжего милость к падшим, они расценили ее как симпатию к "браткам".
А Борис вовсе не видел романтики в криминале, захлестнувшем страну. Он просто считал, что поэт должен смотреть на жизнь, не опуская глаз. Борис говорил: "Если не опишешь свое время, то кто это за тебя сделает?.."
Поэт растворялся в горьких подробностях всенародного умирания. Блатная лексика, расталкивая ангелов, полезла в его стихи.
Поэт как мог отбивался от навязанной роли певца криминальных окраин, но в недобрый час ему почудилось, что маска прирастает к лицу. Борис Рыжий погиб, пытаясь в отчаянии ее отодрать. Поэту было 26 лет.
- Играл скрипач в осеннем сквере, я тихо слушал и стоял.
 - Я был один - по крайней мере, я никого не замечал.
 - Я плакал, и дрожали руки, с пространством переплетены.
 - И пусть я знал, что лгали звуки, но я боялся тишины...
 

Избранное
* * *
Фонарь над кустами
- Ты помнишь темную аллею,
 - где мы на лавочке сидели,
 - о чем - не помню - говоря?
 - Фонарь глядел на нас печально -
 - он бледен был необычайно
 - тогда, в начале сентября.
 - Кусты заламывали кисти.
 - Как слезы, осыпались листья.
 - Какая снилась им беда?
 - Быть может, то, что станет с нами,
 - во сне осознано кустами
 - еще осенними тогда.
 - Коль так, то бремя нашей боли
 - мы им отдали поневоле,
 - мой ангел милый, так давно,
 - что улыбнись - твоя улыбка
 - в печаль ударится, как рыбка -
 - в аквариумное стекло.
 - И собирайся поскорее
 - туда, на темную аллею -
 - ходьбы туда всего лишь час -
 - быть с теми, кто за нас рыдает,
 - кто понимает, помнит, знает,
 - ждет. И тревожится за нас.
 - 1994, октябрь
 
* * *
- ...Мальчиком с уроков убегу,
 - потому что больше не могу
 - слушать звонкий бред учителей.
 - И слоняюсь вдоль пустых аллей,
 - на сырой скамеечке сижу -
 - и на небо синее гляжу.
 - И плывут по небу корабли,
 - потому что это край земли.
 - ...И секундной стрелочкой звезда
 - направляет лучик свой туда,
 - где на кромке сердца моего
 - кроме боли нету ничего.
 - 1996, март
 
* * *
- Я в детстве думал: вырасту большим —
 - и страх и боль развеются как дым.
 - И я увижу важные причины,
 - когда он станет тоньше паутины.
 - Я в детстве думал: вырастет со мной
 - и поумнеет мир мой дорогой.
 - И ангелы, рассевшись полукругом,
 - поговорят со мною и друг с другом.
 - Сто лет прошло. И я смотрю в окно.
 - Там нищий пьет осеннее вино,
 - что отливает безобразным блеском.
 - ...А говорить мне не о чем и не с кем.
 - 1996, март
 
* * *
- Помнишь дождь на улице Титова,
 - что прошел немного погодя
 - после слез и сказанного слова?
 - Ты не помнишь этого дождя!
 - Помнишь под озябшими кустами
 - мы с тобою простояли час,
 - и трамваи сонными глазами
 - нехотя оглядывали нас?
 - Озирались сонные трамваи,
 - и вода по мордам их текла.
 - Что еще, Иринушка, не знаю,
 - но, наверно, музыка была.
 - Скрипки ли невидимые пели
 - или что иное, если взять
 - двух влюбленных на пустой аллее,
 - музыка не может не играть.
 - Постою немного на пороге,
 - а потом отчалю навсегда
 - без музыки, но по той дороге,
 - по которой мы пришли сюда.
 - И поскольку сердце не забыло
 - взор твой, надо тоже не забыть
 - поблагодарить за все, что было,
 - потому что не за что простить.
 - 2000
 
* * *
- ...Что написано, по крайней мере
 - в первых строчках, припомни без зла.
 - Не гляди на меня виновато,
 - я сейчас докурю и усну -
 - полусгнившую изгородь ада
 - по-мальчишески перемахну.
 - 2000
 








