
Текст: Дарья Орлова
После беготни по раскалённой солнцем Москве в поисках входа на ММКЯ наконец оказываюсь в совершенно другом мире: более размеренном, но не менее ярком, поскрипывающем от древностей и заманчиво шелестящем новинками. Гул читающих обволакивает запутанные коридоры и шатры Экспоцентра.
Опаздываю, как Золушка на бал, на обсуждение «Зевс балуется: как использовать мифы в книгах». За микрофонами собрались настоящие фанаты: любители кельтской, японской, эскимосской и сказочной европейской мифологии. А ещё все они — авторы фантастических книг. Обсуждали сложности, связанные с написанием сюжетов, основанной на мифах. Оказалось, что их довольно много! Ставить сноски или оставить легкую недосказанность? Стоит ли каждый раз адаптировать миф к современным российским реалиям? Что предпочтёт автор: аутентичность и множество деталей или внимание уже заскучавшего читателя? Взять знакомый сюжет и рассказать реалистичнее, с психологией современного человека или вывернуть все наизнанку и рассказать историю Красной Шапочки в постапокалипсисе?
Все знают Медузу Горгону или Зевса, однако доить греческую корову (или римскую волчицу?), знакомую всем по Куну, становится скучно… Все чаще российского читателя заносит в китайские, якутские и монгольские мифы, не теряют популярность ретеллинги европейских сказок. Персонажи легенд всех народов мира пересекаются между собой на просторах фантастических книг, скрещивание мифов, кроссовер — современный тренд ретеллинга и фантастической литературы. Илья Муромец и легендарный император Фу Си, Кощей Бессмертный заключает злодейской союз с демонами-ёкаями из Японии — почему нет? Цель писателя, соглашаются все авторы обсуждения, это не только повторять мифы, но и создавать новые истории.
«Если Баба-яга, то пусть она будет мальчиком, если страна Оз, то Элли станет мальчишкой, а Страшила — девчонкой».
«Адаптирую, искажаю, выворачиваю наизнанку. И получается очень весело!» — улыбается Глеб Кащеев.

Как чай помог получить дворянство? Из-за чего поссорились Капулетти и Монтекки старой Москвы? Где искать особняк, скрывающий подводное царство?
Начинает презентацию Яна Сорока, автор телеграм-канала «Это не загуглишь», довольно чуднó: «Немного погружу вас в замысел, который, возможно, не совсем считывается со страниц книги» — это как же так?
Название презентации действительно интригует: «Ключи от Москвы. Как чай помог получить дворянство, из-за чего поссорились Капулетти и Монтекки старой Москвы, где искать особняк, скрывающий подводное царство».
Ценность книги в том, что это действительно ключ: в каждое описанное место можно зайти легально, не придумывая никаких запутанных схем проникновения. Это уже не первая книга Яны: ранее она рассказывала истории старинных домов столицы. Однако на этот раз мы покидаем стены домов и совершаем путешествие по Москве прошлого как настоящие туристы: заглянем в отель, кафе, ломбард, чайные и другие канувшие в область преданий достопримечательности. Впрочем, «Ключи от Москвы» — это не только экскурсия: это наблюдение за течением времени, за наслоением эпох. История о том, как дореволюционные здания, «чудо-особнячки» становятся музеями, институтами, чайными…
Попали в книгу и некоторые квартиры: Скрябин Яне Сороке «крайне несимпатичен» (гениальность сверхчеловека Скрябина не оправдывает его бесконечных измен и ужасного отношения к жене Вере Исакович — объясняет Яна), однако что делать? Его квартира нужна была книге в качестве рождественской истории. Сцену из жизни музея Александра Николаевича, которая заставила Яну Сороку преодолеть свою неприязнь к Скрябину, ищите на страницах «Ключей…».

Яна ищет забытые места и их истории по библиотекам, воспоминаниям, альманахам… Один маршрут перетекает в другой, но можно составить и свой, если вы, как и Яна, не любите туры. Однако отчего же поссорились московские Монтекки и Капулетти, после презентации остаётся под завесой тайны… Придётся читать!
Слово «навигатор» и «фантастика» в одном предложении сразу привлекают мое внимание. Фантастики так много, и так хочется почитать что-нибудь, но что? Как понять, что интересно, а что в тысячный раз пересказанный один и тот же сюжет в разных декорациях?
Запрос со стороны читателя на такую услугу, просьба о помощи утопающему в море фантастических книг действительно существует — подтверждает Евгений Харитонов, руководитель литературных проектов РГБМ.
Четкий вопрос, который поставил перед собой проект: «Как новому читателю оперативно разобраться в фантастике?» Почему же именно в фантастике? Фантастика мозаична: жанры, поджанры, множество направлений, такие страшные термины, как "киберпанк", "альтернативная история", "космоопера" и прочее, прочее… Современная фантастика многими незаслуженно считается низким жанром в том числе потому, что среди меди иногда очень сложно найти золото.
Евгений Харитонов делится историей, с которой начался проект. Студент, обезображен интеллектом, искушенный читатель, фантастикой всегда брезговал. Друзья настоятельно рекомендуют попробовать. Оказавшись в библиотеке молодёжи, студент говорит: «Дайте мне какое-нибудь такое эдакое из фантастики, чтобы мне было увлекательно и интересно». Тогда было принято решение сделать большой каталог.

Навигатор состоит из емких блоков информации, которые ищутся по ключевым словам. Количество ключевых слов, то есть жанров и тропов фантастической литературы, действительно поражает… Пользователь получает не только аннотацию к книге, но и интересные факты, историю создания, краткую справку об авторе и формат: прочитать ли электронную книгу, посмотреть фильм, пролистать комикс?
Самая интересная часть навигатора — это, наверное, его словарь. Фантастические термины от А до Я. Наконец-то получится разобраться, чем дизельпанк отличается от стимпанка, что такое «Красный Пинкертон» и «фантастика меча и магии».
Вставляйте «Ф-навигатор» в искусственный интеллект вашего космического корабля, держите крепче позолоченный компас — пришло время бороздить необъятные просторы во всех направлениях фантастики!
Вместо того, чтобы рассказать, как же заставить подростка поверить в книгу, мы снимаем короткий ролик. Репетиция: «У нас в гостях...», а потом вся толпа: «Ася Лавринович»! Подростки действительно кричат во всю глотку «Ася Лавринович!!!». Прямо в микрофон объясняется, как будет снят рилс, ведущий подходит к гостям, задает разные вопросы, потом падает на оранжевый пол, а в камере появляется, не догадаетесь… Ася Лавринович. Может, чтобы подростки тебе верили, нужно снять вместе с ними короткий ролик для соцсетей?
Как только Ася садится на стул, она тут же признаётся в любви своим читателям, которые нашли время прийти на встречу, даже если сейчас они прогуливают ради неё школу.

Почему же ее книги так популярны? Ася говорит, что ей помогает общение со своими читателями через социальные сети. Это, с одной стороны, искренняя заинтересованность, а с другой — небольшая шпионская миссия. Впрочем, Ася со своими читателями на одной волне — у неё «молодая душа».
Зал изменился. Если только что здесь были дамы в длинных юбках и мужчины в строгих костюмах, серьёзные, думающие о деньгах и беспокоящиеся о будущем, то сейчас зал пестрит разноцветными головами: рыжие кудрявые волосы, трое красных, зелёные, фиолетовые. Модные жилетки, яркие цвета, одежда не по погоде, но так хочется именно сейчас выйти в ней в люди…
К микрофону выстроилась целая очередь. Каждый маленький фанат Аси волнуется, проговаривает про себя вопрос, жестикулирует, продвигаясь все ближе и ближе к микрофону. Девочка поднимается на цыпочки, вытягивается как струна.

Ася отвечает на вопрос: «Про себя книгу бы я не писала… Скучновато будет».
Ведущий спрашивает, а есть ли пишущие в зале? Молодых авторов много — почти каждый в первых рядах. Ася Лавринович советует писать всем, кому хочется, ведь тогда ты становишься хозяином всех миров, заново влюбляешься, ходишь на свидания. Однако главная мотивация писать — это читатели, которые собрались сейчас на ярмарке.
«Вот напишешь слово "кринж", а они уже говорят "кринге"», — сетует ведущий о быстро меняющихся тенденциях. А я начинаю сомневаться в том, что я все еще подросток. Я говорю «кринж».