САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Бездна, с которой надо справиться

Книги «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» Анны Долгаревой и «Забытые войны России» Алексея Волынца представили на non/fictio№26

Фото: Александр Корольков/РГ
Фото: Александр Корольков/РГ

Текст: Владимир Емельяненко

Образ России настоящего – в такую формулу были соединены три книги, представленные в Гостином Дворе Москвы на Международной книжной ярмарке non/fictio№26. Это повесть «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» Анны Долгаревой и две книги Алексея Волынца – «Забытые войны России» и «Оленья кавалерия».

На первый взгляд между ними ничего общего нет. «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» – повесть о трагедии Донбасса сквозь личную историю любви, военного репортерства, потерь и обретений Анны Долгаревой. «Оленья кавалерия» Алексея Волынца – книга об освоении Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. А «Забытые войны России» Волынца и вовсе увлекательное и пристрастное исследование боевой истории России с неожиданных ракурсов – ОПГ и князья полярных войн, ЧВК Минина и Пожарского, искусная дипломатия генералиссимуса Суворова, искусство русской психологической войны в эпоху Наполеона и в эпоху Великой Отечественной. Писатель Захар Прилепин, представляя книги, был краток: «Они о нас вчера, сегодня и завтра».

Эти книги, по словам Прилепина, живое свидетельство того, как и почему растет интерес к истории, традициям и ценностям своей страны, и том, как прошлое государства и человека влияет на его будущее. Одна из примет нового времени – рост числа «сетевых историков», которых в народе еще называют «диванными экспертами». Их книги и исследования, к сожалению, не столько развивают историческую науку и художественное слово, сколько возрождают риторику старых мифов или порождают новые, отдаляя от понимания истории.

- Спорить ни с кем своей книгой я не хотел, – говорит Алексей Волынец, – развенчивать мифы тоже, потому что в спорах истина не рождается, она рождается в драке, например в драке интеллектуальной. Такая драка к тому же развивает сравнительное мышление. Вот когда человек знает и понимает, что в то время, когда Христофор Колумб со своим отрядом открывал Америку, в это же время наш князь Ушаков на лыжах со своим отрядом через заполярный Урал шел в Сибирь, это учит думать. И приходит понимание того, почему князь Ушаков, как его ни отговаривали от «авантюры», не сдался, и почему «не сдаваться!» – часть нашего национального самосознания».

Как пример укоренения сознания «не сдаваться» Волынец рассказал один почти неизвестный момент лета 1941 года. Тогда в Москве на случай оккупации города фашистами было создано подполье – с явками в Зарядье, шифрами и способами изготовления дубликатов ключей как способа выяснить, кто свой, а кто чужой, что и есть способность бороться до конца. Такой новаторский взгляд на историю войн, основанный на исследовании редких документов, включая малоизученные и загадочные исторические эпизоды, делает обе книги Алексея Волынца событием.

«Волынец – парадоксальный ум, он изучает сотни, тысячи документов, не введенных в научный оборот. В его книгах нет того, о чем уже писали, в его книгах вы будете узнавать то, что никогда не знали», – говорит Захар Прилепин.

По такому же принципу – собирания истории из еще неизученных источников – пишет Анна Долгарева. Ее повесть «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» – это собранные вместе военная корреспонденция, свидетельства очевидцев, живое описание трагедий пострадавших и личной трагедии. Соединенные, они дают картину документального романа и складывают образ России настоящего.

«Шаг за шагом, читая «Я здесь не женщина, я фотоаппарат», мы открываем глаза на бездну, а с ней надо справиться во что бы то ни стало, – говорит Захар Прилепин. – Это настоящая литература травмы. Не та, что лабораторно пестуют, придумывая искаженные гендерные или потребительские проблемы, возводимые в ранг «мировоззрения», а литература, которая через боль приближает нас к пониманию времени».