САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кристина Стрельникова: «Интересно посмотреть на мир детскими глазами»

Интервью с победительницей Национальной премии в области детской и подростковой литературы

Интервью с Кристиной Стрельниковой, победительницей Национальной премии в области детской и подростковой литературы / Из личного архива Кристины Стрельниковой
Интервью с Кристиной Стрельниковой, победительницей Национальной премии в области детской и подростковой литературы / Из личного архива Кристины Стрельниковой

Интервью: Светлана Мазурова

Петербургский писатель Кристина Стрельникова в 2024 году выпустила несколько книг для подростков, стала победителем Национальной премии в области детской и подростковой литературы в номинации «Лучшее прозаическое произведение для подростков» с книгой «Тропы Аиды». И прямо к Новому году вышла ее новая повесть — «Бунт в синих гольфах». Мы встретились в Кристиной на фестивале анимации и литературы «Пушкин. Михайловское».

Кристина, о чем ваш «Бунт…»?

Кристина Стрельникова: О том, что где бы мы ни находились, даже в закрытом интернате с определенными правилами и железными психологами (тестовыми машинами), и какие бы правила нам ни придумали, даже если мы должны выбирать себе друзей при помощи тестирования, всегда есть человеческие отношения, которые не поддаются никаким правилам. И всегда есть сказки, которые придумывают люди, для того чтобы всех спасти. Это сказка и немножко фантастика. А ее героиня — девочка-подросток, тихая бунтовщица с именем Самара (а все зовут ее Город), ненавидит правила и не хочет разучиться писать вручную…

Было такое, чтобы вашу книгу не приняли, ругали?

Кристина Стрельникова: Книгу «День глухого кита» приняли не сразу. Взрослые возмущались — слишком реально они были описаны, видимо. Мальчик потерял слух из-за них, их криков. Речь шла о том, что мы часто "наезжаем" на детей, ругаем: «Ты плохо учишься, безобразно ведешь себя. У тебя все есть, мы столько вкладываем в тебя…»

В то же время я получала отзывы детей, писавших мне: «Откуда вы все это знаете — про нас и наших родителей?» Еще писали взрослые, которые признавали: да, мы такие, и вспоминали свои детские истории.

«Я разбиваюсь, когда в меня летят упреки, обвинения», — говорит Кит.

В моей книге показан случай, когда мальчик стукнул кота — со злости: у него не получаются отношения ни со взрослыми, ни с ровесниками. На ком мы обычно срываемся? На более слабом. Но эту сцену посчитали жестокой, мне говорили: «Наши дети не такие!»

Был ли у вас творческий кризис, когда не о чем писать?

Кристина Стрельникова: У меня другой вариант: творческий кризис — когда много идей, планов, а времени для их осуществления нет. Это ж надо на работу не ходить, чтобы писать книги.

А вы ходите на работу?

Кристина Стрельникова: Конечно. Работаю секретарем отдела кадров в офисе. С утра до вечера, ежедневно. Как все нормальные люди. На гонорары-то не прожить. Книги пишу в выходные дни да во время отпуска.

Я не представляю, как это — не о чем писать? Нечего рассказать людям? Лучше тогда вообще не браться за это дело.

Пишут, что вы издали более пятидесяти книг! Неужели так много?

Кристина Стрельникова: Посчитаны книги, изданные для малышей, маленькие, короткие, это стихи, а полноценной прозы, повестей — думаю, около двадцати.

Фото: Из личного архива Кристины Стрельниковой

А как вообще вы начали писать? На встрече с детьми в библиотеке вы сказали, что первый гонорар получили в пятом классе.

Кристина Стрельникова: Да. Благодаря учителю русского языка. Он был журналистом, прочитав мои стихи, отнес их в редакцию молодежной газеты «Ленинец» в Уфе.

Помните, на что потратили деньги?

Кристина Стрельникова: Купила лыжи. Хорошие гонорары в то время платили.

Фото: Из личного архива Кристины Стрельниковой

А первая книга когда вышла?

Кристина Стрельникова: В 2008 году появились «Веселые картонки» (Красочная книжка на картоне с новогодними стихами для чтения детям). А сборник «Лето без берета» — спустя много лет, в 2018-м.

Я каждый год ездила из Уфы на семинары в Петербург, где нам преподавали Яснов, Махотин, Крыщук, а семинары в Липках вели Бородицкая, Воскобойников. Повезло с учителями. Михаил Давидович Яснов сам составлял подборки моих стихов.

В последнее время вы переключились на прозу?

Кристина Стрельникова: Сейчас пишу меньше стихов. Видимо, не хватает легкости, радости.

Как нам говорил Махотин, детский писатель должен быть счастлив. Или, по крайней мере, радостным. А Яснов говорил, что детский писатель должен уметь удивляться.

Или я уже перестала удивляться, или меньше радуюсь…

Ваши книги отлично оформлены — красивые, яркие, прекрасный шрифт, бумага, их приятно брать в руки, рассматривать иллюстрации.

Кристина Стрельникова: Да, мне повезло. Некоторые книги я не показываю на встречах, сначала у меня не было права выбирать художников, на все соглашалась. Сейчас у меня есть любимые художники, например, петербургские — Александр Яковлев, Катя Толстая. Шикарный художник из Москвы — Анастасия Нагирная оформила мою книгу «Тропы Аиды».

Фото: Из личного архива Кристины Стрельниковой

Популярное у подростков фэнтези — ваш любимый жанр?

Кристина Стрельникова: Так жанр определяют издатели.

Я считаю, что у меня магический реализм — магия, не фантастика: «Тропы Аиды», «Имена на осколках», «Глазами куклы».

Вы — детский писатель. Есть ли у вас книги для взрослого читателя?

Кристина Стрельникова: Нет. Начинала со стихов для малышей, с прозы для маленьких школьников. А потом переключилась на прозу для подростков. Ее читают и взрослые, родители.

Что это вообще за определение «детский писатель»? Отличаются ли они чем-то от «взрослых» писателей?

Национальная премия в области детской и подростковой литературы в номинации «Лучшее прозаическое произведение для подростков»

Кристина Стрельникова: Меня часто спрашивают о том, почему я не пишу книги для взрослых. Мне это не очень интересно. Интересно — посмотреть на мир детскими глазами. Удивляться, радоваться тому, что для взрослых уже кажется обычным, обыденным и познанным. Наверное, в этом отличие детского писателя. Он открывает мир заново как ребенок, вместе с ребенком. Он верит в чудеса. Кроме того, детский писатель должен следить за тем, чтобы не вложить в детские умы взрослое разочарование, ложные понятия, потому что это останется с ребенком на всю жизнь. Но в то же время детский писатель пишет и для взрослых. Ведь детские книги — это семейная литература, их часто читают родители с детьми. Значит, нужно, чтобы и взрослым было интересно, и чтобы они могли сделать какой-то вывод вместе с ребенком или для себя. Но вывод — это необязательно. Обязательно — получить от книги радость и надежду. Художественная литература все-таки отличается от образовательной, познавательной тем, что она — прежде всего для роста души и для размышлений о житейской мудрости, для преодоления трудностей общения и понимания себя и других, для решения каких-то внутренних проблем и преодоления детских страхов, а не для получения конкретных знаний.

«Серийные» герои есть у вас? Как у Владимира Аленикова — Петров и Васечкин?

Кристина Стрельникова: Нет, мне скучно писать про одних и тех же героев. Однажды издательство заказало книги о девочке и ее подружках, я написала, получилась серия из четырех книг. И когда они уже были подписаны в печать, я сказала редактору, что не могу больше, устала от них. Мне хочется чего-то нового, столько новых идей в голове… Но те книги, к слову, не вышли — наступил кризис, издательства разорялись, закрывались.

Фото: Из личного архива Кристины Стрельниковой

Как родился мультфильм «Ай да Пушкин!», который нам показали на фестивале анимации и литературы «Пушкин. Михайловское»? Вы писали сценарий?

Кристина Стрельникова: Участия в нем я не принимала, увидела уже готовый результат. Студия «Союзмультфильм» купила права на мой рассказ для создания фильма, когда я еще жила в Уфе. Уфимский режиссер Рим Шарафутдинов снял его в 2018 году, а познакомились мы только сейчас — здесь, на фестивале.

В титрах написано — по мотивам моей книжки «Великолепный Веня Венчиков» (как Веня встретился с Пушкиным). Школьнику так надоело учить стихи Пушкина, что он чуть не стер его из истории литературы, но одумался. Шутливая ода поэту. Вижу на творческих встречах, что мультик нравится детям: отлично нарисован, смешной, короткий.

А с театром у вас роман сложился?

Кристина Стрельникова: Есть в Петербурге небольшой театр «Клото», негосударственный, режиссер Сергей Каргин поставил в этом году спектакль «Чудовище» (6+) по моей сказке «Чудовище улыбается».

По книге «НеВконтакте» многие школы сделали постановки. И театральная студия «Чарли». Инклюзивный театр выпустил «День глухого кита».


Фото: Из личного архива Кристины Стрельниковой

Кристина Стрельникова — победитель Национальной премии в области детской и подростковой литературы в номинации «Лучшее прозаическое произведение для подростков» 2024 года; лауреат Всероссийской литературной премии для детских писателей и поэтов им. С. Маршака за рассказы для детей (2017), лауреат международной детской литературной премии им. Владислава Крапивина за повесть для детей «Тетя Шляпа. Охота на Тамаранду» (2016).

Гран-при конкурса «Короткое детское произведение» от детского издательства «Настя и Никита» за сборник рассказов «Вот и хорошо» (2014). Литературными конкурсами отмечен сборник рассказов для детей «Великолепный Веня Венчиков» (издательство «Эгмонт»). Награды за стихи и песни для детей (книга «Лето без берета» в издательстве «Детгиз»).