САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Навстречу весне и капели. Две родины Константина Шакаряна

Дмитрий Шеваров: "Константин Шакарян — и как человек, и как литератор — отрицание цинизма"

Константин Шакарян / предоставлено автором
Константин Шакарян / предоставлено автором

Текст: Дмитрий Шеваров

  • А время течёт в темноту,
  • Подвержено чудному бегу,
  • Невидимое на свету, –
  • Вослед уходящему снегу,
  • Прозренью и тайне – вослед,
  • Навстречу весне и капели...
  • Константин Шакарян

Пожалуй, впервые я пишу в «Календаре поэзии» о поэте, родившемся на самом пороге ХХI века – в 2000 году.

Костя появился на свет в Москве, а с восьми лет живет в Ереване, где окончил факультет русской филологии университета.

  • Россия и Армения...
  • Две дали,
  • Две матери, две жизни, две земли...
  • В Москве ли, в Ереване – я в печали:
  • На родине – от родины вдали…

Расти под южным солнцем, в окружении древней культуры, впитать в себя армянскую традицию любви к Слову и Книге – какая это счастливая, а быть может, и спасительная прививка для русского поэта.

М., «Книжный мир», 2024.

Вспоминаю строки Веры Звягинцевой, русской поэтессы и блистательной переводчицы армянской поэзии:

  • Когда напев армянской «Розы»,
  • Врываясь в пиршественный чин,
  • Тревожит сонный мрак долин,
  • Шепчу и я, глотая слезы:
  • «Сирун вардын, кармир вардын»…

Недавно у Константина вышла книга стихов «Новый день». Название связано с тем, что Костя, как и многие другие молодые поэты, пишет стихи по ночам, даже ближе к утру. Стихами он встречает новый день.

И конечно, часто это стихи о любви. Костя пишет о любви весенним звенящим слогом и при этом без всякой сладкой патоки, без наигранной страстности. В его стихах о любви есть редкий для нынешней поэзии мотив – мотив заботы, тревоги и волнения за любимую. Поэзия вслед за окружающей нас жизнью черствеет, в ней все меньше жалости и сострадания. Поэты все реже пишут о родных людях, о невестах, матерях и женах, а все больше воспевают самих себя. Верю, что Костя избежит этого самообольщения и его муза всегда будет оставаться милосердной, открытой навстречу людям.

Константин Шакарян печатается в толстых литературных журналах и как филолог, внося в жесткие дискуссии ноту доброжелательности и миролюбия. Статьи молодого критика посвящены тем поэтам советского времени, которых в недавние годы сбрасывали с корабля современности. Свои исследования, очень свежие по осмыслению, Константин Шакарян посвятил Николаю Тихонову и Илье Сельвинскому, а о Глебе Горбовском он и вовсе написал целую книгу*. «Однажды, – рассказывает Костя, – я ради интереса взял да подсчитал, сколько стихов Горбовского я знаю наизусть — от первой до последней строчки. Оказалось, около трехсот. С такими «результатами» грех было не написать о нём...»

Бережное и непредвзятое прочтение своих предшественников, советских поэтов, – вот что прежде всего отличает Шакаряна от поколения 30-40-летних поэтов, которые входили в литературу налегке, не зная толком тех, кто жил и творил до них.

А Константин не просто знает, он любит поэтов, сострадает им, защищает (так в недавном номере «Нового мира» в статье «Итоги большого периода» он заступается за Н. Асеева, Я. Смелякова, А. Прокофьева).

Русская Муза благодарно отзывается на Костины труды – дарит ему вдохновение, легкость и ясность слога, уберегает от пафоса, с одной стороны, и от цинизма – с другой.

В конце ХIХ века Иннокентий Анненский замечательно сказал о Тургеневе, что красота его прозы не в стиле, «не в том, где, может быть, видел он её сам», а в том, что «Тургенев – отрицание цинизма».

Вот и Константин Шакарян – и как человек, и как литератор – отрицание цинизма.

  • Не надо ничего придумывать на свете,
  • Во всём искать секрет, изнанку и подвох.
  • Достаточно судьбы, которая в ответе
  • За каждую строку, за выдох и за вдох.

  • *Константин Шакарян. Есть высшая доля. Москва, «Наш современник», 2023.

Нечто вроде автобиографии

Родился я в 2000 году в Москве. Через несколько лет мы переехали в подмосковный городок Реутов, где я пошёл в школу.

Семья вскоре дала трещину, и нас с мамой отнесло по течению к югу, в Ереван.

Поэзия началась для меня в четырнадцать лет. Всё происходило подспудно, глубинно, неявно. Некая влюблённость, ветерок волнения — и вот ветерком этим продувает твою речь, слова рвутся за ним в какой-то новой последовательности и... становятся стихами. Сперва ты просто пишешь как живёшь, а потом, верный этому принципу, вдруг замечаешь, что живёшь как пишешь — точнее, как уже написал, как поэтически прочувствовал наперёд.

Печататься я начал в 16 лет — первым моим журналом была «Литературная Армения», возглавляемая вот уже без малого сорок лет замечательным человеком, выдающимся переводчиком и уникальным редактором Альбертом Налбандяном.

Мои учителя в поэзии — поэты, живые и ушедшие, чьими стихами я окружён. Перечислять их здесь не хватило бы места. Поэты — мои самые близкие люди, самые верные друзья, старшие товарищи и наставники — пускай и большинство из них ушло в мир иной ещё до моего рождения.

Константин Шакарян. Фото: предоставлено автором

Стихи Константина Шакаряна

* * *

В.С.

  • Ты вся из чуда состоишь.
  • Сосуд прозрачный, светом полный.
  • В тебе и гром, и вспышки молний,
  • И лета солнечная тишь.

  • Как луч, в оконце занесён,
  • Всё озаряет робким светом,
  • Ты отражаешься во всём,
  • Сама не ведая об этом.

  • Откуда столько теплоты,
  • Рассветной свежести – откуда?
  • Как ветерок, повеешь ты,
  • И всё преображаешь в чудо…

Сказка

  • Исповедуюсь юному веку
  • И, тоскуя незнамо о ком,
  • Стерегу свою душу, как реку,
  • Что прихвачена первым ледком.
  • Избегая с неведомым встречи,
  • Уношу её, зябкую, прочь,
  • От насущного мира далече –
  • В непочатую зимнюю ночь…

  • Превращается в тыкву карета,
  • Сигарета – в потухший бычок.
  • Меркнет всё. Лишь, подобранный где-то,
  • Остаётся любви башмачок.
  • То шутя, то всерьёз,
  • понемножку,
  • Обретений страшась и потерь,
  • Я искал к нему нужную ножку,
  • И нашёл её – только теперь.

  • Ножка найдена – вновь примеряю
  • Заповедный хрусталь на твою…
  • В башмачке ты ходила по краю,
  • Как по ниточке – по острию,
  • Обивала чужие пороги...
  • Грязь месивший, по шпильку в пыли,
  • Он, печальный, лежал на дороге,
  • Чуть поблескивая издали…

  • Вновь сияет – красивый, хрустальный,
  • С бездорожьями жизни знаком...
  • А дальнейшее сковано тайной –
  • Нерасколотым свежим ледком.

* * *

  • Ты стала мне дочерью милой,
  • Сестрицей любезной моей.
  • Люблю тебя с новою силой:
  • Нежней, беспокойней, полней…

  • Тропой, что на солнышке вьётся,
  • Идёшь по своей стороне,
  • И каждый твой шаг отдаётся –
  • Теплом или болью – во мне.

  • Всё то, что когда-то случалось,
  • Что было на свете с тобой,
  • В беспамятства даль не умчалось,
  • Но общею стало судьбой.

  • Увидены, встречены, слиты...
  • И нету вопроса уже:
  • Какие несли нас орбиты?
  • Сошлись на каком рубеже?..

  • Небесна любви подоплёка –
  • Родительской, братской, мужской...
  • Но здесь, на земле – ты далёко,
  • Идёшь – не достанешь рукой.

  • Вдали от тебя не живётся –
  • Шагается вдоль по тропе,
  • И каждый мой шаг отдаётся –
  • О, лишь бы не болью! – в тебе…

* * *

  • Не «до завтра» скажу – «до сегодня».
  • (Скоро ль завтрашний день обретём?)
  • «До сегодня!» – и время свободно
  • Потечёт календарным путём…

  • Вот и день разгорается новый.
  • Неизменный – единственный – наш.
  • Проживём под счастливой подковой,
  • Взяты временем на карандаш.

  • Проживём – от полуночи к полдню,
  • Проживём – от луча до звезды.
  • Всё я помню, любимая, помню.
  • Ничего не забыла и ты.

  • Закруглиться ли нашей подкове?
  • Под шальные ли ноги упасть?..
  • Не обрубятся на полуслове
  • Ни любовь, ни забота, ни страсть.

  • Воля случая – воля Господня.
  • Нет доверия календарю.
  • – До сегодня, – шепчу. – До сегодня! –
  • Как молитву над нами творю.