САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как в Государственном музее А.С. Пушкина прошел День памяти поэта

Программа Дня памяти Пушкина в день 188-й годовщины со дня гибели поэта дополнилась выставкой "Пушкиниана в изобразительном искусстве ХХ века"

В Государственном музее А.С.Пушкина прошел День памяти поэта / Александр Корольков
В Государственном музее А.С.Пушкина прошел День памяти поэта / Александр Корольков

Текст: Андрей Васянин/РГ

Каждый год 10 февраля в гардеробе Государственного музея Пушкина на Пречистенке не найти свободного места, а в залах - не протолкнуться. Двери музея в этот день, 10 февраля, распахнуты для всех, а группами по 20 человек можно даже попасть в фонды открытого хранения музея, куда пускают лишь в этот день, увидеть мемориальный кабинет Александра Крейна, создателя и первого директора Государственного музея А.С. Пушкина, музейную коллекцию стекла и фарфора и другие раритеты.

Программа Дня памяти Пушкина в день 188-й годовщины со дня гибели поэта дополнилась выставкой "Пушкиниана в изобразительном искусстве ХХ века", собранной из работ, хранящихся в коллекции Государственного музея.

...Выставка - это три зала портретов, пейзажей и скульптур, набросков и законченных шедевров - от портрета Николая Ульянова к Святогорским пейзажам. Вернисаж в День памяти Поэта - это вернисаж особенный. Вслед за экскурсоводом тут разворачивается, как тяжелый крейсер, толпа человек в 30.

Пушкин в XX веке глазами художников уже не тот, что был в XIX, Россия и ее художники его уже прочли и перепрочли.

И вот на портрете Арама Ванециана 1951 года Пушкин - задумчиво грызущий перо, наверное, придумывающий рифму. Снова призадумавшийся - на портрете 1935 года Николая Ульянова, создавшего свою пушкиниану, писавшего Пушкина и лицеистом, и молодым поэтом, и с молодой женой на балу. Перед нами явный черновик, набросок.

Двойной портрет "Пушкин с женой" Михаила Шемякина 1938 года (другого Шемякина, Михаила Федоровича) - поэт словно пытается укрыть собой Наталью Николаевну, защитить ее, на портрете юную и нежную, от "мнений света"… У Кузьмы Петрова-Водкина Пушкин мрачный и разочаровавшийся - этот портрет Петров-Водкин порезал на куски ножом.

Пушкин давал и дает художникам любого жанра неохватные просторы для работы, и каждая эпоха находит в нем что новое, созвучное ей. Эскизы Николая Рындина к постановке "Египетских ночей" в московском Камерном театре 1934 года - здесь воины, царицы, танцовщицы больше похожи на нэпманов. "Постой, постой - ты выпил? Без меня…." - тонкий черный силуэт Сальери бросается к силуэту Моцарта, уже хлебнувшего отравленного вина. Но тут же, напротив инфернальных Германна и героев "Бориса Годунова", раскрашенный рисунок: Пушкин, щеголем прогуливающийся по Старой Басманной, где жил его дядюшка Василий Львович. Между тем, перед нами рисунок к повести "Гробовщик" 1970 года. В зале детских сказок - конечно же, Татьяна Маврина, любившая изображать добрых чудищ из сказок Пушкина, но ее слабостью явно были коты, ученые и просто расписные во все цвета радуги. Владимир Милашевский брался за сюжеты драматические и сказочные, весело и легко выписывая цвета и детали...

…Повинуясь призыву директора Музея Евгения Богатырева, зал в 14.45 встает на минуту молчания, вспоминая, как в этот день на Черной речке, возле Комендантской дачи Пушкин и Дантес подняли пистолеты ...

- Любое талантливое, тем более гениальное произведение необходимо читать несколько раз в жизни. И каждый раз, с высоты нового опыта, ты будешь находить в нем новые моменты, новые сюжеты, - говорил собравшимся депутат Государственной думы Александр Шолохов, внук великого писателя. - Я преклоняюсь перед смыслами, которые удивляют своей глубиной, скрытые за легко летящей пушкинской строфой. И всегда обращаюсь к Александру Сергеевичу в тех случаях, когда нужно найти ответ на мучающий меня вопрос или хотя бы получить совет.

"Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней, - капитан-инженер в отставке Станислав Милован читает наизусть "Евгения Онегина". - Это ведь просто портрет моей покойной жены, Пушкин будто увидел ее за 150 лет до ее рождения! Спасибо ему!"