Текст: Фёдор Косичкин
Во время оттепели оттаивает всё. Не только порывы энтузиазма и надежд на светлое будущее, связываемые обычно с этим периодом российской истории, но и их мрачные пессимистические антиподы. Которые в искусстве привычно ассоциируются с "Лианозовской школой" - художниками нон-конформистами, оказавшимися не готовыми уйти в официальные мастерские от МОСХ и дома творчества из окраинных бараков, и с экзотическим Южинским кружком - коммуналкой в центре Москвы, у Патриарших прудов, где у Юрия Мамлеева собирались неформалы, открыто презирающие советскую действительность, как один из участников выставки, художник Алексей Смирнов, и взыскующие оккультных знаний.
Выставка в Центре Вознесенского, открывшаяся 19 февраля, получилась соответствующей - насыщенной, тщательно продуманной... и довольно мрачной. Тон ей задается прямо от гардероба - перед которым выставлена большая неосимволистская картина "Солнце" Николая Вечтомова из собрания Дениса Химиляйне, сопровождаемая стихотворением одного из самых радикальных оккультистов (и признанных поэтов) Южинского кружка Евгения Головина.
Вот оно:
- Снилась мне
- черная вода
- А на дне
- города
- И совсем не стало больше времени
- Думали, что будет Страшный суд.
- Белыми и розовыми перьями
- Нам упало несколько минут.
- Люди молча собирались группами,
- Рассуждали, как беде помочь,
- А потом серебряными трупами
- Плыли в окровавленную ночь.
- Снилась мне
- черная вода
- А на дне
- города.
- Евгений Головин
- 1960-e