САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ИИ/Или? Бесценность ошибки

Проект «И + ИИ. Готовься к будущему» на ярмарке non/fictioNвесна. День третий

Полина Кривых о нейросетях и человеческом мозге  / Мария Сафонова
Полина Кривых о нейросетях и человеческом мозге / Мария Сафонова

Текст: Мария Сафонова

Исследование искусственного интеллекта в павильоне «И + ИИ» (Интеллект + Искусственный Интеллект) на весеннем NonFictioN’е не останавливается ни на секунду. Третий день на площадке получился очень жизнеутверждающим: сегодня нейросетям вынесли вердикт молодые авторы и учёные. И вердикт этот, к счастью, можно считать не утешительным.

В рамках дискуссии «Молодые авторы в диалоге с ИИ» писатель Антон Мамон и авторка серии Escape Алиса Бодлер вынесли один из, наверное, самых здравых и важных тезисов для писательского процесса: Chat GPT — это, в первую очередь, просто хороший инструмент, но ни в коем случае не замена автору. Обученная на базе данных нейросеть может хорошо подражать, но никогда не сможет написать что-то качественно своё, поэтому говорить о замене творцов пока что — просто невозможно. Другое дело, что ИИ может оказаться хорошим помощником в рутинных делах: сокращении синопсисов, составлении референсов для иллюстраторов, вычитке робо-голосом и прочем, редактировании буктрейлеров. Очень приятную тенденцию обозначил Антон Мамон: в мире идеального-ИИ контента будет больше цениться несовершенная, человеческая работа. Искусственный интеллект, как инструмент, просто обеспечивает нам бóльшую скорость и гибкость, которая необходима в век Твиттера, ТикТока и клипового мышления, но самое главное, как заметила модератор встречи Татьяна Соловьёва, директор по развитию книжного сервиса Строки: «Пользоваться искусственным интеллектом нужно с умом».

На лекции «Человек или ИИ: Кто побеждает?» психофизиолог и нейроучёный Полина Кривых объяснила, как работает искусственный интеллект. Несмотря на то, что человеческий мозг до конца не изучен, можно проследить схожесть между его структурой и структурой нейросети — оба работают по принципу стимул-реакция, которые между собой связывает ассоциативное поле. С нейросетью есть одна важная проблема — именно это ассоциативное поле превращается в «чёрный ящик», в который мы заглянуть никак не можем. Мы знаем, что входит в нейросеть, что из неё выходит, но узнать, что внутри — не представляется возможным. Так что, кто знает, может внутри этого «ящика» когда-то появится настоящее сознание, а человечество спасёт только написание «спасибо» и «пожалуйста» в запросах?

Но, по крайне мере, у нас есть как минимум два преимущества: объём памяти (но не умение им пользоваться!) и принципы мышления. У человека есть несколько видов мышления — сфокусированное, отвечающее за близкие ассоциативные гнёзда, и рассеянное, отвечающее за отдалённые ассоциативные гнёзда и необходимое для творческого процесса. Машина пока что этого лишена.

В чём человек пока что превосходит машину, так это в решениях CAPTCHA (англ. Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart — полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей), в процессе психотерапии и, что удивительно, в науке. Нейросети порой склонны «галлюцинировать» и придумывать источники — порой просто потому что машина не может признаться в собственном незнании. Вот и получается, что главное преимущество человека перед машиной — это умение ошибаться и признавать свои ошибки.Роман с нейросетью. Версия Льва Наумова

И к перфомансу Льва Наумова: текст прирос на 14 тысяч букв. Финал уже очень близок, а сегодня появилось начало четвертой главы — о первой любви, Тане. Удивительно, но задумку о знакомстве героев в университетской библиотеке нейросеть осуществила раньше, чем Лев Наумов отправил такой промт. О любви Chat GPT пишет хуже, чем человек, но по словам Наумова «простые люди тоже плохо говорят о любви».

Готовый текст, созданный в рамках перформанса «Машина вдохновения», появится уже завтра. Пожалуй, по нему и будем судить — насколько удачно справляются нейросети с искусством. А пока — продолжаем наблюдение.