ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«С шестикрылым серафимом ты попробуй пошутить…» 10 стихотворений в полемике с Пушкиным

Стихотворения, в которых хрестоматийные тексты классика преломляются порою неожиданным образом - к его дню рождения

10 стихотворений современных поэтов в полемике с Пушкиным/ У памятника А.С.Пушкину в день рождения поэта. 6 июня 1987 года / Виктор Чернов / Новости
10 стихотворений современных поэтов в полемике с Пушкиным/ У памятника А.С.Пушкину в день рождения поэта. 6 июня 1987 года / Виктор Чернов / Новости
Отпраздновать очередной день рождения Пушкина необычным образом нам помог наш постоянный автор, ведущий рубрики «Литературный обзор», критик и знаток современной (и не только) поэзии — Борис Кутенков.

Текст: Борис Кутенков:

Идея пришла, когда нам указали* на стихотворения Дарьи Мезенцевой и Марии Панфиловой, в которых хрестоматийные тексты классика преломляются современным образом. Шеф-редактор ГЛ естественно, мгновенно отозвался классическим текстом Всеволода Некрасова (который мы также найдём в этом обзоре).

  • Ну, и как забыть Кибирова:

  • С шестикрылым серафимом
  • всякий рад поговорить!
  • С шестирылым керосином
  • ты попробуй пошутить!

Мы и решили вспомнить десять стихотворений, самых современных и не самых, в которых хрестоматийные строки Александра Сергеевича обыгрываются, преломляются или оказываются объектами полемики. Ну и объяснить, зачем и почему поэты это делают.

Филологического представления с анализом мотивов, интертекстов, аллюзий из этого обзора вы не получите; но несколько хороших стихотворений узнаете обязательно — и столкнётесь с разнообразием, порой противоречивым, возможностей работы с классическим текстом.

Итак…

1. Григорий Кружков. «Ошибка». По мотивам Спайка Миллигана

  • В пустыне, чахлой и скупой,
  • На почве, зноем раскалённой,
  • Лев, проходя на водопой,
  • Съел по ошибке почтальона.
  • И что же? Он теперь грустит,
  • Грустит, несчастный, и скучает:
  • Хотя он очень, очень сыт,
  • Но писем он не получает.

Если Пушкин — наше всё, то этот поэтический текст — моё «везде» и «всегда». Его я прочитал, когда мне было 4 или 5 лет, ещё не зная никакого пушкинского «Анчара» — к которому, разумеется, горестно-весёлый текст Кружкова мастерски отсылает, можно даже назвать его палимпсестом. Тогда у меня было странное увлечение — всем и всюду посылал письма в бумажных конвертах: друзьям родителей, бабушке и т. д., и безмерно радовался, когда получал ответные. Единственное письмо, которое, помнится, родители не разрешили отправить, — папиной начальнице… Поэтому трагедия льва, лишённого счастья переписки, запала в душу на всю жизнь. Слава богу, таким львом я не стал, но до сих пор порой ощущаю это одиночество при виде «всем отвеченного» мейла; всё же львиная доля корреспонденции с годами переместилась туда, а потом и в соцсети. Сегодняшнего царя зверей почтальон бы вряд ли так расстроил.

А что до «Анчара», прочитанного намного позже, то не помню, кто из поэтов говорил, что всё отдал бы за одну строчку из этого шедевра — «но человека человек». И правда: исконная человеческая вражда передана в тавтологичном сближении.

2. Татьяна Бек. «Не думая о месте и о пользе…»

  • Не думая о месте и о пользе,
  • Я выскочила прочь из колеи...
  • — Вас больше нет! Вас не бывало вовсе,
  • Кумиры сотворенные мои.

  • Стекло промыто — и сияют краски,
  • И спесь ликует, и повержен миф...
  • — Прощайте! Я служила вам по-рабски,
  • За что и ненавижу — разлюбив.

  • Я вечно шла на глупость и на дыбу,
  • Но вдруг очнулась, обнаружив,
  •                        что
  • (Мои приветы — Фрейду и Эдипу)
  • Больная страсть пуста, как решето,

  • Темна, необоюдна, безутешна...
  • Я
  •        вас
  •                любила (вы же назубок
  • Все помните!) “так искренно, так нежно,
  • Как дай вам Бог”.
  •                ...Но отвернулся Бог.

Очень типичное стихотворение для поздней Татьяны Бек: распахнутость души, «самовыражение» (за которое упрекали критики, но любили и любят читатели); подведение жизненных итогов. Пушкинский мотив здесь переосмысливается едва ли не с цветаевской безысходной драматичностью (вообще, влияние Цветаевой на поэзию Бек ещё должно быть исследовано). Зная финал жизни поэта, близкий к цветаевскому, мы можем увидеть здесь оправдание судьбой.

3. Олег Чухонцев. «…И уж конечно буду не ветлою…»

  • ―… И уж конечно буду не ветлою,
  • не бабочкой, не свечкой на ветру.
  • ― Землей?
  •        ― Не буду даже и землею,
  • но всем, чего здесь нет. Я весь умру.
  • ― А дух?
  •        ― Не с букварем же к аналою!
  • Ни бабочкой, ни свечкой, ни ветлою.
  • Я весь умру. Я повторяю: весь.
  • ― А Божий Дух?
  •         ― И Он не там, а здесь.

Стихотворение, столь же близкое к предыдущему, бековскому, столь от него и далёкое. Полемика, выдержанная во вполне рационалистическом духе. Никогда не верил классификации Людмилы Вязмитиновой, которая делила поэзию на «женскую» и «мужскую», но сейчас впервые подумал, что этот чухонцевский текст, безусловно, очень мужественный, а стихотворение Бек — наоборот; и ни то ни другое не лучше и не хуже, просто по-разному. Бросается в глаза твёрдость концовки — в отличие от драматичного (и по-своему, по-иному прекрасного) заламывания рук в финале стихотворения Татьяны Бек. Пушкинский претекст у Чухонцева разыгран как своеобразный диалог с романтиком, что создаёт замечательную полифонию. Интересно и то, что, несмотря на превалирование философского, рационального начала, текст именно поэтический — заклинательные повторы, рефрены, та самая сценическая диалогичность.

4. Иван Ахметьев. «нет весь я не умру…»

  • нет весь я не умру
  • нет так я не засну

Ну конечно, вы его вспомнили уже когда читали предисловие к нашему обзору. То же самое «нет, весь я не умру», но от классика минималистической иронии, поэтому совсем другое. Стихи Ивана Ахметьева легко принять за афоризмы, они запоминаются, легко цитируются, всплывают в бытовых диалогах. И в то же время его отличие от многочисленных последователей явственно; кто-то назвал его парадигмальным поэтом, но и вопрос заданной парадигмы — спорный. Отличие это, кажется, в том, что Ахметьев подходит к тексту с точки зрения обострённой формы, делает стихотворение событием слова. У последователей и эпигонов же — афоризмы как они есть, двустишия, аранжированные случайными межстрочными паузами.

5. Евгений Абдуллаев. «Нет, весь я не умру…»

  • Нет, весь я не умру:
  • Останусь в magazines.russ.ru

Стихотворение, которое Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни) вряд ли считает полноценным и состоявшимся у себя: взято мной из одной его арионовской статьи. Однако именно оно в своё время нас и познакомило: загуглив что-то, критик набрёл на стихи студента-третьекурсника (я поставил это двустрочие эпиграфом к своему стихотворению). Запомнилось оно мне на всю жизнь как меткая формула тщеславия — помноженного на тщету попыток в заведомо нелитературоцентричном мире.

Что ещё сказать… И «Журнальный Зал» нынче располагается по другому адресу, и события этой весны с падением сайта показали непрочность электронных архивов и то, на какой ниточке всё держалось. Восстановят окончательно — даст бог, останемся. «Один сумасшедший напишет, / Другой сумасшедший прочтёт», вспоминая Александра Тимофеевского.

6. Всеволод Некрасов. «Я помню чудное мгновенье…»

* * *

  • Я помню чудное мгновенье
  • Невы державное теченье

  • Люблю тебя Петра творенье

  • Кто написал стихотворенье

  • Я написал стихотворенье

При написании этого обзора не устаёшь поражаться разнообразию интертекстуальных возможностей в диалоге с Пушкиным. «Господи, какие все пишущие — разные!» — как воскликнула однажды та же Бек (которая, как и Чухонцев, скорее всего, поморщилась бы от постмодернистского духа в некрасовском тексте). Поморщились бы все консерваторы, но это не делает стихотворение менее ценным.

Перед ними — классический пример центона, противостоящий советской звериной серьёзности и направленный, думается, прежде всего на полемику с ней, а не с самим образом Александра Сергеевича. Приходит на память, конечно, бессмертная формула Яна Сатуновского «Главное — иметь нахальство знать, что это стихи»; какая-то перекличка с этими словами, как и с известным бартовским тезисом, в финале центона чувствуется. Возможно — отражение принципов постмодернизма as it is.

7. Дарья Мезенцева. «К *** Б»

  • я встретил вас но все было
  • в ожившем сердце улегло
  • не помню кто ты
  • в душе моей анфас вольтфас
  • распялки губ разрезы глаз
  • вполобороты
  • я вас любил и что тако
  • мгновенье чудное легко,
  • легко как бремя
  • тянулось время золото
  • и всё не ты и все не то
  • но мне везло и кое-что
  • из самой чистой пустоты
  • внимательно росло
  • и было мне как дай вам бо
  • дано задаром на слабо
  • как радость тихую ломать
  • застывший пальчик твою мать
  • и в окна вечности макать
  • из уцелевших сло
  • я встретил
  • страшно перечесть
  • я вас ещё
  • быть может
  • есть
  • быть может
  • нет
  • чего же боле
  • скользит
  • и падает
  • от боли
  • Татьяна
  • Оля
  • боже мой
  • пора
  • давно
  • пора
  • домой

Стихотворение современного поэта, как будто обнажающее бессилие «своих» слов, проблематизирующее ситуацию сосуществования с ними в едином культурном диалоге. Вспоминается уже не Ролан Барт, а Умберто Эко с его известным «я тебя люблю, как сказал тот-то…» За кадром стихотворения чувствуется некая любовная драма, но слова, в которые она камуфлируется, — хрестоматийные; предстаёт их затасканность, и, может быть, таким образом вся ситуация обретает бедственно-сатирическую окраску. В этом, разумеется, и замысел, и определённая подавленность культурой; но с такой подавленностью Дарья Мезенцева обращается мастерски.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Скульптор Александр Михайлович Опекушин. Открыт в 1880 году на Пушкинской площади./ В. Львов / РИА Новости

8. Мария Панфилова. «Ангел с острыми шипами…»

***

  • Ангел с острыми шипами,
  • с аркебузой на плече.
  • Электронными ключами
  • напои электорат.
  •                                     Иисусе, вот Пилат!
  • Дон Сезар и дон Антоний,
  • Донна Анна, вам поклон!
  • Клоны пышные колоний,
  • Колоннады, лоно лон.
  •                                      Полубоги, полукони.
  • Наши славные прелаты,
  • Латы блещут, жгут мечи.
  • Покорённые мулаты
  • И не пой, и не молчи
  •                                     Саранча ли, палачи?
  • На щитах пылают буквы:
  • «Богу любо это вот»
  • Отличают бри от брюквы
  • Полу-ангел, полу-бот.
  •                                     Крючья, дыба, эшафот!

У Марии Панфиловой — пожалуй, единственной из героев нашего обзора, — интертекст запрятан столь глубоко, что и не опознаешь уверенно «полумилорда, полуглупца» из стихотворения Александра Сергеевича. Речь скорее об аллюзии, а не о реминисценции. Однако не вспомнить пушкинскую язвительность невозможно — быть может, дело ещё в том, что такая отсылка к ней позволяет провести линию между веками социальной сатиры.

Сильная, в хорошем смысле «тёмная» подборка в «Кварте» — а достоинство этого стихотворения ещё и в том, что публицистичность здесь не становится унылой декларативностью; стихотворение, явно говоря о больном, не теряет своей энергетики.

9. Тимур Кибиров. «На златом крыльце сидели…» Из цикла «Л. С. Рубинштейну»

***

  • На златом крыльце сидели
  • трус, дурак и сволота.
  • Выбирать мы не хотели,
  • к небу вытянув уста.

  • Знал бы я, что так бывает.
  • Знал бы я — не стал бы я!
  • Что стихи не убивают —
  • оплетают, как змея!

  • Что стихи не убивают
  • /убивают — не стихи!/.
  • Просто душу вынимают,
  • угль горящий в грудь вставляют,
  • отрывают от сохи,

  • от меча и от орала,
  • от фрезы, от кобуры,
  • от рейсфедера с лекалом,
  • от прилавка, от икры!

  • Лотман, Лотман, Лосев, Лосев,
  • де Соссюр и Леви-Стросс!
  • Вы хлебнули б, ....чёсы,
  • полной гибели всерьез!

  • С шестикрылым серафимом
  • всякий рад поговорить!
  • С шестирылым керосином
  • ты попробуй пошутить!

  • С шестиствольным карабином,
  • с шестижильною шпаной,
  • с шерстобитною машиной
  • да с шестеркою гнилой!

  • С шестиярусной казармой,
  • с вошью, обглодавшей кость,
  • с голой площадью базарной,
  • с энтропией в полный рост!

У Тимура Кибирова можно найти множество интертекстуальных отсылок к Пушкину — настоящий простор для филолога. Едкий сарказм — за всем, дезавуирование пафоса — во всём; в то же время, как ни парадоксально, неподдельный романтизм. Это стихотворение разыграно по ролям (и в этом напоминает Чухонцева): звучат два голоса, один романтический, другой — снижающий пафос. Первый — условно про «угль горящий», второй — про «шестирылый керосин». Авторское «я» здесь намеренно удалено и словно бы растворено в этой полифоничности.

10. Инна Кабыш. «Куда бы я ни уходила…»

***

  • Куда бы я ни уходила,
  • всё возвращалась я назад,
  • но что прошло, не стало мило,
  • и где был ад — остался ад.
  • И я не потому осталась,
  • что ты в моём окошке свет:
  • любовь и кровь,
  • любовь и жалость —
  • чего-чего на свете нет.
  • К примеру, счастья нет на свете,
  • но есть великий неуют,
  • где с горя ставшие как дети
  • уже не плачут, а поют.
  • Поют —
  • ну это ли не чудо
  • (какое там — в руке рука!).
  • ...Я знала, что с тобою буду
  • несчастлива, —
  • наверняка.

После бешеной энергетики Тимура Кибирова — к мудрому спокойствию Инны Кабыш. К переосмыслению пушкинских строк «На свете счастья нет, но есть покой и воля» Инна Александровна возвращается не единожды и в разных вариантах. Здесь — неуют, но великий; пение на поминках — горестное, но величавое, помогающее переосмыслить уже само понятие горя. Стихотворение — вновь доказательство неисчерпаемости регулярного стиха: традиционный четырёхстопный ямб, но полный интересных просодических ходов, с довольно нетривиальной монтажной композицией.

А какие стихи, откликающиеся на пушкинские, вспомните вы? Наверняка есть чем дополнить этот список.

*P.S.

Особая благодарность – нашему автору Вере Федорук, подавшей эту идею и приславшей нам те самые стихи из «Кварты».