ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Ребятам о зверятах" без умиления и сюсюканья

На ММКЯ прошла презентация естественнонаучных книг серии "Ласка-Пресс" ИД "Городец"

Laska.press
Laska.press

Текст: Михаил Зильев

Современные технологии захвата движения и генеративные нейросети практически уже размыли границы между живой и неживой природой, между разумным и неразумными существами. Ребенок (да и взрослый) как само собой разумеющееся воспринимают складно говорящих и слаженно танцующих овечек и белочек, не говоря уж об окружающих нас повсюду вездесущих милых котиках. Как научить ребенка понимать, что звери - это все-таки звери? И природа - это природа? Иными словами, какой должно быть современная детская естественнонаучная литература?

Три научно-популярные (и художественно-научные) книги серии «Ласка-Пресс» издательства «Городец», две итальянские одна - чилийская, демонстрируют, что детям можно интересно рассказывать о живой природе, сохраняя художественность, не впадая в умильность и слащавость.

Михаил Визель, выступающий в данном случае как редактор серии, оговорившись сразу, что его подход - разумеется не единственно возможный и не универсальный, рассказал, как именно эти книги попали в его серию. По его словам, серия устроена таким образом, что в первую очередь "естественный отбор" происходит по визуальным показателям. Характерно, что хотя книга Эухении Перреллы "Друзья по природе", в которой приводятся примеры положительного взаимодействия представителей разных видов, - чилийская, художница ее Лучилла Тубаро - итальянка, живущая в Риме. "Я не знал об этом, когда выбрал эту книгу для своей итальянской изначально серии, - уверял Михаил. - Мало ли в Латинской Америке людей с итальянскими фамилиями? Папа Бергольо, например. Но чутье само вывело на итальянского художника". При этом книга прошла научную редактуру. Консультанты, кандидаты биологических наук, не только выверили русские названия экзотических латиноамериканских животных, но и "развенчали" устоявшийся со времен Геродота миф о птичке, выклевывающей волокна мяса из пасти крокодила - так что текст пришлось переписывать в соответствии с современными научными представлениями.

Такая же большая работа была проделана над книгой итальянской художницы Даниэлы Парески "Диковинные животные". Даниэла рассказала по видеосвязи из Генуи, что предложила в ней свою "классификацию видов" - самые мохнатые, самые зубастые, бросающие вызов земному притяжению и т.д. Она изумительно отрисовала их, а российский писатель-зоолог Станислав Востоков тщательно проверил корректность содержащихся в книге сведений, кропотливо переведенных присутствовавшей на встрече Верой Федорук.

Самый сложный и интересный случай - книга итальянского автора Федерики Ортолан и перуанского художника Ричолли Розаццы "Белка Сева". По всем формальным признакам это сказка-притча - о белочке-альтруисте, которая вместо того, чтобы собирать запасы в дупле, буквально закапывает их в землю - и когда огромное старое дерево неожиданно падает, все прочие его обитатели, чьи запасы погибли, спасаются только благодаря этой белке, которая "всё сеет".

Но тонкость здесь в том, что, как подчеркнула научная консультантка этой книги, зоолог и блогер Виктория Москаленко, герой книги Сева – это каролинская белка, Sciurus carolinensis, североамериканский вид, завезённый в Италию, где разворачивается действие книги. С точки зрения зоологии, она входит в число опасных инвазивных («захватнических») видов, потому что приспособились к среде обитания даже лучше местных рыжих и постепенно вытесняют их. Sciurus carolinensis действительно закапывает запасы в землю, и эта "альтруистическая" стратегия оказывается более эффективной, чем "эгоистическая".

Применимо ли это к людям? Этот вопрос остался на "домашнее задние".