
Текст: Павел Басинский/РГ
В продолжение темы, которую поднял в своей еженедельной колонке в "РГ" (10.08.25) Андрей Максимов. Сможет ли искусственный интеллект заменить людей искусства и литературы, то есть, образно говоря, творцов?
"До сегодняшнего дня мне наивно казалось, что искусство - это тот плацдарм, который в борьбе с ИИ человечество отдаст последним. Сегодня такой уверенности у меня нет", - пишет Андрей Максимов. Смелое признание от лица не только журналиста, но писателя и драматурга.
Мы давно смирились с тем, что компьютер выигрывает у человека в шахматы и игру Го. Поражение человека компьютерной программе в шахматы состоялось в конце 90-х. Игра Го, возникшая за две тысячи лет до нашей эры в Китае, продержалась чуть дольше и сдалась ИИ в 2015 году.
Это уже не новость, и мало кого волнует. Международные турниры в шахматы очевидно более слабого в этой области, чем ИИ, человека как проходили, так и проходят, а любители шахмат как собирались в парках культуры и отдыха, так и собираются. Просто человек и машина как бы договорились: я - отдельно, ты - отдельно.
Но вот искусство! Литература! Неужели и этот, по выражению Андрея Максимова, "плацдарм" мы уступим бездуховному ИИ? И наступит ли тогда, по выражению скептиков, "полный ИИ"?
В силу нашей традиционной литературоцентричности особые волнения возникают в связи с литературой. Если "поэт в России - больше, чем поэт", а лучшим русским поэтом станет ИИ, то это как же?! Это что же?! Это же всех святых выноси!
Но как раз авторская поэзия свой плацдарм пока держит неплохо. Не то что гениальных, а просто выдающихся стихов ИИ, во всяком случае на русском языке, еще не создал.
Это странно - ведь, казалось бы, искусственно моделировать стихи проще, чем прозу. Тут и объем работы меньше, и исходные условия понятнее. Пять размеров плюс дольник и пусть и широкое, но все же ограниченное поле для рифм. (Не говорю о русском верлибре, он в России как был, так и остается, за редким исключением, занятием глубокомысленных графоманов.)
Не дается поэзия ИИ. Хотя, думаю, и это вопрос ближайшего будущего. Но - проза? На этом поле сегодня идут весьма серьезные баталии между ИИ и человеком. Причем инициатором этих опасных игрищ выступает как раз человек, потому что ИИ, собственно говоря, до лампочки, какие задачи перед ним поставят. И если бы человек не стал с ним затевать игру под названием "А напиши-ка мне рассказ, а еще лучше - роман, не хуже, чем я", ИИ в его несуществующую голову такое бы не пришло.
В 2016 году японский ИИ написал то ли повесть, то ли роман, который вышел в финал литературного конкурса имени Хоси Синъити, выдающегося японского фантаста. Но тут надо сказать, что фантасты к ИИ настроены куда благосклоннее, чем "серьезные писатели". Ведь это, в конце концов, ими же предсказанная реальность.
Так, российская писательница Ксения Буржская, написавшая роман "Пути сообщения" (вышел в 2023 году в "Эксмо") в сотрудничестве с ИИ, не только этим фактом не смущается, но и всячески его декларирует. Но здесь правила игры вполне соблюдены: ведь один из персонажей ее романа - нейросеть, которая призвана следить за людьми в будущем тоталитарном обществе. Здесь круг замыкается: если герой - ИИ, а он способен писать прозу, то почему не дать ему возможность говорить от своего имени самому?
Вот только одна проблема. На обложке (кстати, тоже нарисованной ИИ) стоит имя не ИИ, а Ксении Буржской. Я это не в упрек говорю, потому что полноправным автором книги, несомненно, является только она. Что там в действительности написал ИИ, мы не знаем, но в том, что над его выданными по заданию Буржской текстами ей пришлось изрядно потрудиться, сомнений быть не может.
В прошлом году в издательстве "Альпина" вышел коллективный сборник рассказов "Механическое вмешательство", которые написали 15 авторов в сотрудничестве с ИИ. И вот мнение одного из них, известного писателя Шамиля Идиатуллина, автора романов "Город Брежнев", "Бывшая Ленина", "До февраля" и других, побеждавших на таких престижных конкурсах, как "Большая книга" и "Ясная Поляна": "Формально говоря, без участия ИИ я бы мог написать рассказ гораздо быстрее".
Чувствуете, в чем тут засада? ИИ пока не способен написать качественную прозу без чуткого человеческого руководства, которое отнимает времени не меньше, а то и больше, чем непосредственное авторское творчество. Ему нужно давать задание, и не одно, а несколько, на протяжении всей работы. Его нужно обучать определенному стилю, потому что своего у него нет. "Стиль - это человек", - сказал француз Жорж-Луи Бюффон еще в XVIII веке. На выходе из выданных им вариантов нужно выбирать наилучший и отправлять ему же на доработку. Это если соблюдать чистоту эксперимента. Доработать самому куда проще.
Но это то, что мы имеем сегодня. ИИ выиграл у человека в шахматы и Го, но на литературном поле он все еще слабак. Победа наступит, когда условный будущий Василий Жуковский напишет условному ИИ под именем "Александр Пушкин": "Победителю-ученику от побежденного учителя".
Или в чем тогда смысл этой забавы? В том, чтобы ИИ научился сам писать среднюю качественную прозу? И сколько же усилий IT-специалистов и профессиональных писателей для этого потребуется и уже потребовалось?
Стоит ли игра свеч?