ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Купить необитаемый остров в Рязани с видом на «коралловое море» интернет-сети

Рецензия от Школы критики на главный роман-ретрит яснополянской "Современной русской прозы" 2025 года - "Запасной выход" Кочергина

Мы продолжаем публиковать рецензии выпускников пятой Школы критики имени В.Я. Курбатова - проекта крупнейшей литературной премии "Ясная Поляна". Работы написаны на книги из Короткого списка "Современная русская проза" - главной номинации премии. В партнёрстве с премией публикуем лучшие критические обзоры, предоставленные "Году Литературы" прямиком с "Ясной Поляны".

Текст: Аксинья Трушенко

Илья Кочергин, "Запасной выход"

М.: АСТ, 2025. - 384 с.

Как «Запасный выход» оказался главным

«И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими.»

Л.Н. Толстой, «Холстомер»

Что делать, если психотерапия не помогает? Взять себе коня, — решает главный герой повести «Запасный выход» Ильи Кочергина и ничуть не ошибается в выборе специалиста. Такой психолог плату за услуги берёт сеном, живёт всегда рядом, поможет пережить ковид и 2022 год, а главное — покажет, как примириться с вечно меняющимся миром.

Рядовой москвич решил не то приспособиться к новой реальности, не то бежать от неё, прихватив любимую жену и сына. Он выбирает почти вольтеровский путь, «возделывая свой сад» в прямом и переносном смысле слова, направляя свои силы на любимое дело, чтобы быть максимально полезным обществу и самому себе. Там, в рязанской глуши, он сам сумел построить дом и устроить себе постоянный ретрит наедине с русской природой. И если в деревне «Елтышевых» Р. Сенчина есть риск задохнуться, то в мире «Запасного выхода» есть риск стать счастливым и остаться навсегда, — быт в доме, отапливаемом печкой, лишен всяческого отпечатка хтони. Последним шагом на пути к контакту с миром стало приобретения Белфаста, или по-другому коня Фени. Теперь животное со сложной судьбой бывшего троеборца будет проводить свою пенсию с Ильей и Любой и одновременно лечить людей силой своего присутствия.

Лёгкая и вкрадчивая интонация повести кажется одним из главных её достоинств. Возможно, она рождена в искренности рассказываемого: Илья Кочергин не выдумывает, а обрамляет собственный опыт путешественника, точнее исследователя границ природы и цивилизаций. В 90-е он решил оставил ИСАА и отправился в Сибирь, а потом уехал в Рязанскую область, где и живёт до сих пор.

В его размеренной, наполненной автобиографизмом истории лишней катастрофизации не будет. У главного героя всего-то случилась обычная жизнь, в которой новая этика висит ярмом на шее, сын не рвётся разделять увлечения отца, «запои» после побежденной алкогольной зависимости остаются, а также волнами накатывают внезапные обиды как на жену, так и на самого себя. Сам автор ведёт разговор с читателем спокойным и уверенным тоном и сразу объясняет, почему не собирается наваливаться на него грудой чувств: «…разве вы каждый раз ждете особых эмоций от аварийных выходов, находящихся в носовой и хвостовой части самолета?»

Обычно запасные выходы нужны во время пожаров и других катастроф. Однако иногда сигнализации срабатывают, даже если дыма не видно: пожар-то есть, но в другом корпусе здания. Несмотря на это, метаться в поисках спасения под мигающие огни тревоги приходится всем здравомыслящим людям: надо срочно выйти на свежий воздух, выпутаться из продолжительного кризиса. Ценно то, что персонаж, рисующий нам своей историей рамку выхода и ловящий нашу необходимость в нём, сам долго петлял в коридорах собственной души. Получается обманчиво простой нарратив, диалог с человеком, который под слоем иронии скрывает выстраданную мудрость.

Так Илья Кочергин, подобно своему герою, строящему дом для коня, создает для читателя безопасное пространство, настоящее убежище для тех, кто потерялся внутри себя.

Он украшает его отсылками, нанизывая фильмы Киры Муратовой, эпос о Гильгамеше, «Путешествия Гулливера» и другие истории на нить повествования, чтобы создать там уют. Текст выходит за рамки литературы и предлагает нам самим выбрать, на какое из искусств он походит больше: то он кинематографически меняет планы с общего на крупный и четко встраивает флешбеки в повествование, то, подобно изысканной живописи, заостряет внимание на конкретных моментах жизни и рисует их яркими пятнами.

Дневниковые, эссеистичные записи главного героя чем-то напоминают историю о Робинзоне Крузо. Тут и нравственное возрождение человека через связь с природой, описание переделанных дел, инструментов для строительства (опустим, что у героя Дефо не было цепной электропилы). Однако в полноценную замкнутость больше играть мы не сможем: нынче любой необитаемый остров, пусть и загородный дом в Рязанской области, соединен с «коралловым морем» интернета.

Что ещё в этом мире изменилось? Изменилось в общем-то всё, и интернет — не самое страшное. Главное — быть счастливым стало не модно. Человек стал сосудом из стыда и страха, боится контакта со всем живым, и даже психологическая проработка не даёт истинного удовлетворения, а только отдаляет от других: «психотерапия – палка о двух концах, ибо во многой осознанности много печали и брезгливости к непроработанным». Сложившаяся ситуация героя по-человечески ранит, ведь его идеалы не в цене: тот же владелец коня перестал быть богатырем или бравым воином, а больше похож на человека с необычным и дорогим хобби. Но стоит ли прислушиваться к идеалам мира, который нашел «эстетику в глушении свиней»?

Герой Кочергина пытается опереться на прошлое, ностальгирует по времени, в котором не жил, и постепенно хочет вернуться к состоянию tabula rasa, современной версии естественных людей. Ведь цивилизация только мешает человеку понять главное про жизнь — про то, что современному человеку ещё нужно научиться быть человеком и только потом присваивать себе пространство.

Кто-то попытается обозвать выбранный путь героя дауншифтингом. Модное слово, пришедшее из движения хиппи, даже стоит в описании книги на одном из сайтов, но мало к нему подходит. Философия дауншифтинга (если у этого явления вообще есть философия) строится на отказе от общепринятых мерил успеха, то есть карьеры, финансового достатка, и сосредоточении на самом себе. Но аварийный выход, предложенный автором, как раз состоит в том, чтобы отказаться от эгоцентризма и «вглядываться» вокруг: на коня, любимую жену и раскидывающийся пейзаж. Позволить миру существовать без привязок к своему эго и понять, что так элементарно легче: и миру, и тебе же. «Мы стали меньше хотеть от него и больше получать», — эти слова можно применить не только к Фене.

Тропинка к будущему домика в рязанской глуши протаптывается благодаря компромиссу.

Конь, как вечный символ свободы и природной силы, стал инструментом психотерапии, маркера нового времени и вечных попыток разобраться в себе.

Прошлое в союзе с настоящим выстилает дорожку к новому ещё неизвестному, неиспробованному лекарству от обид на мир и нагромождению сложных чувств. Путь этот не самый понятный («…я чувствую себя неуютно, глядя на то, как конь Феня идет заниматься психотерапией. В этой картине я вижу вызов, опасность, угрозу чему-то важному, привычному и понятному»), но главное — выход из кризиса есть. Причем совсем не запасный, а вполне себе единственный.