Текст: Ксения Жукова
Александра Вайс уже несколько лет живет в Москве – повлияло ли это на ее творчество, изменилось ли оно?
Было анонсировано, что автор прочтет стихи из новой книги, а также те, что не вошли в сборник, ответит на все животрепещущие вопросы, связанные с современным литературным процессом, а также подарит свою книгу всем желающим.
- И если не смыслом, то верой в других,
- Запомните ящиков зевы пустых.
- Их много, в них стонет порой пустота
- И требует очередного листа.
Но зрителей ждал поистине сюрприз. В зал вбежала красивая, веселая девушка в изумрудном платье, в шляпе-цилиндре и с гитарой. Веселые шуточные песни перекликались с трогательной лирикой. Александра сообщила, что ей 36 лет, а это не просто возраст, а опасный возраст для женщин, достаточно вспомнить принцессу Диану и Мэрилин Монро. Но ведь можно трактовать и иначе? Думается, что это возраст начала нового рассвета творчества Александры Вайс.
К лирическим стихам присоединились стихи сказочные.
- А красотка Мальвина становится старше –
- Даже пудель сбежал (повод плакать весь вечер)
- Я не знаю, кто первый заварил эту кашу,
- Но спешу вас заверить, рецепт безупречен!
- Или же:
- …И у Дюймовочки в жизни, в общем-то, всё гладко –
- С радостью вышла за жабу, в тине речной сидит.
Не успели зрители переключиться и послушать про других сказочных персонажей (а их целый цикл), как случилась редкая возможность послушать семейный дуэт. Александра Вайс и ее супруг, Михаил Гундарин (прозаик, поэт, критик, преподаватель, член жюри многих литературных премий) продемонстрировали нам, как можно дружно не только сочинять тексты под одной крышей, но и петь на них песни (музыка Саши Вайс, стихи Михаила Гундарина, а также наоборот), играть на разных инструментах. Михаил Гундарин как фокусник доставал то тамбурин, то бубен. А потом сам тоже прочел несколько своих стихотворений, посвященных Александре в разное время. Вечер можно было по праву назвать шоу преображений.
В конце Александра ответила на несколько вопросов:
— У тебя в тексте много личного. Чем отличается «я»-героиня от я-настоящей?
— Мне кажется, автор от лирического героя отличается всегда, даже если стихи глубоко личные. Когда они проговариваются, начинают уже существовать отдельно. Это как сон пересказывать — другая знаковая система уже. "Мысль изреченная есть ложь" и всё такое.
— Ты недавно переехала в Москву. Как это повлияло на написание текстов?
— В Москве живу отшельником, пишу мало, общаюсь мало — период жизни такой. Всю себя отдаю на нужды семьи.

— Твоя книга «Голоса из хора» включает себя не только поэзию, но и прозу?
— Прозы пишу мало. Обычно сказки "переписываю", несколько повестушек есть нигде не опубликованных.
— Почему?
— Отслеживаются пока. Надеюсь, изыскать возможность и засесть за роман. Но это пока мечты. Песни свои в основном. Вот как придумывается строчка музыкальная — так и оставляю. Я и над стихами не работаю (за что меня все и ругают). Ну вот когда уже собирается в голове стихотворение, надо сразу его записать — а то не отвяжется).
— Что для тебя творчество?
— Для меня творчество — это путешествие без заданной цели, приключение, эксперимент. Стараюсь только, чтобы форма соответствовала содержанию — от этого такие метания между стилями. Несколько песенок совместно с Мишей написали, но тоже — в формате эксперимента.
СПРАВКА
Александра Вайс родилась в Барнауле в 1989 году. Окончила факультет искусств АлтГУ по специальности «культурология». Работала на телевидении, в журналах. Опубликованные поэтические книги: «Дневник О» (2011), «Ветер за воротом» (2015) и «Стихи» (2018). Её стихи публиковались также в альманахе «Ликбез», журналах «Барнаул литературный», «День и ночь» (Красноярск), «Истоки» (Уфа), «Формаслов» (Москва), на литературных интернет-порталах. Кроме стихов пишет и исполняет под гитару песни. Член Союза российских писателей с 2015 г.








