ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проханов на non/fictio№27: «Война всегда была оголённым кабелем русской культуры»

О резонансе вокруг "Лемнера" и "Милого танка", о главном противоречии современной войны и о предназначении художника своего времени

Проханов на non/fictio№27: «Война всегда была оголённым кабелем русской культуры» / Руслан Манеев
Проханов на non/fictio№27: «Война всегда была оголённым кабелем русской культуры» / Руслан Манеев

Текст: Руслан Манеев

На интеллектуальной интернациональной ярмарке non/fiction№27 выступил Александр Андреевич Проханов - живой символ «духовных скреп». Для (по)читателей он - голос «русской мечты», для оппонентов - апологет «имперского реванша». Его присутствие на non/fiction - всегда событие, знак, что площадка не боится острой полемики.

"Государственник", критик "либерального Запада". Глава газеты «Завтра», идеолог «консервативной революции». Его называют «политтехнологом Кремля» и «ностальгирующим сталинистом». А на книжной ярмарке Проханов прежде всего автор романов "Лемнер" и "Милый танк". Это первая крупная встреча с писателем после отмены в Московском доме книги.

Политизация политического романа. Что касается "Лемнера"...

Одним не понравились аллюзии на Евгения Пригожина, другие усмотрели в прозе Героя Труда неприятный для кого-то намёк на самого президента. Что сказал сам автор:

[Это роман] о бунте, который не против России, а за её спасение иным, яростным, «прометеевским» путём. Я запечатлел феномен - феномен частной военной компании как нового социального литья, феномен «повара» как полководца. И вопрос, который я задаю: может ли этот новый, страшный и прекрасный Лемнер встроиться в тело Империи, не разорвав его? Или он обречен на священную гибель, чтобы стать легендой и удобрением для будущих побед?

Герой Проханова - воплощение сложных отношений между разными видами (даже не ветвями) власти. Своей задачей писатель ставил запустить дискуссию. Эти "аберрации" в общественном сознании пробудили разного вида интересы, которые вступают в противоречия, взывая к гражданской позиции. Так что политизации достичь получилось, но кривотолки вокруг книги только разошлись. На что ещё готов пойти автор, преследуя свои задачи?

Идеал автора. Зачем идти на рожон?

Т. н. уютная литература и другие психо-спасительные книги - это, видимо, не вполне предел амбиций некоторых писателей, хотя востребованные мастера таких жанров есть, и их много. Но также есть некоторое число других авторов, передовых и в своей мысли, и, может быть, даже в том отношении, что они, как говорится, "за ленточкой". Проханов рассказал о своём понимании художника:

Настоящий художник должен не бояться "опасных тем", никаких "опасных тем" для него не существует. Художник, который занимается современной историей, должен всем рисковать, выходить к теме, может быть, даже без скафандра, без изоляции. Сейчас, да и всегда, война была оголённым кабелем русской культуры. Да, и это часто губит людей искусства.

Что движет такими прохановскими героями?

"Мы живём, чтобы одолеть смерть"

Есть замечание: в своих последних книгах писатель говорит о военных действиях на Украине, модулирует современное мировое противостояние, - но оставляет читателя без образа победы. Ни в "Лемнере", ни в "Милом танке" нет упоминания победы. Неужели её не прозреть легендарному автору? Объяснил он сам:

Когда я писал свои книги об этой войне, я, конечно, исходил из огромного военного опыта, который научил меня не закидывать врага шапкой. На моей памяти 15-16 войн. О войне лучше не говорить как о гарантированной победе. Война эта грозная и страшная. Мои последние книги и о тех, которые - в окопах, и о тех, которые сидят в розовом джакузи. Главное отличие современной войны от Великой Отечественной в том, что одна часть страны воюет и жертвует собой, а другая часть в лучшем случае только симпатизирует первой. Роман "Милый танк" и рассказывает об этих двух разных составляющих частях общества. Если верить русской истории и в то, что сегодня Россия поднимается из адской бездны и идёт к вершине, - то победа гарантирована. Понимаете, я не военный, у меня нет никаких оперативных карт, сводок. Но я верю, что мы уже победили.

Встреча с Александром Прохановым стала трибуной: слушатели высказывались, забывая задать вопрос герою вечера. Разговор вышёл горячим. По всей видимости, такие встречи высоко востребованы, что в свою очередь говорит о живом, неподкладном воздействии книг на сознание читателей. Впрочем, количество гостей на прошедшей ярмарке non/fictio№27 говорит ровно об этом же.