ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ледяные образы уральской классики – в Перми

Дети резвятся в окружении героев Бажова, Сибиряка и коми-пермяцких сказаний

'А вот козлик Серебряное копытце предстал взрослым таким... оленем' / Фото: Игорь Карнаухов
'А вот козлик Серебряное копытце предстал взрослым таким... оленем' / Фото: Игорь Карнаухов

Текст: Игорь Карнаухов

Главный городской зимний комплекс, «Легенды Пармы», устроенный в самом центре Перми – у стен краевого Законодательного собрания, ныне снова – с литературным и фольклорным уклоном.

Детвору и взрослых здесь ждут персонажи сказов Павла Бажова, сказок Дмитрия Мамина-Сибиряка и коми-пермяцких сказаний, изваянные изо льда.

Взору любителей зимних забав предстают: великанского роста Хозяйка Медной горы и Кудым-Ош, легендарный вождь коми-пермяцкого народа, сценки из «Серой Шейки» и «Серебряного копытца»,горка «Поляна Огневушки», покатушка «Голубая змейка» и другие композиции по мотивам творчества видных русских прозаиков и аттракционы, часть которых оформлена по мотивам пермского звериного стиля.

Серая Шейка. Фото: Игорь Карнаухов

В зимнем городке можно не только покататься с горок и сделать эффектные фотографии, но и больше узнать о литературных героях и сюжетах. Например, о том, что Кудым-Ош (переложение народных легенд о нём в XX веке выполнил пермский советский писатель Алексей Домнин, при всей грозности своего облика, – не завоеватель, а охотник, мудрый наставник и цивилизатор, научивший свой народ и кузнечному делу, и хлебопашеству. Обликом человек, унаследовавший от матери-колдуньи способность общаться с миром духов, а от отца – неестественную, поистине звериную физическую силу, – не случайно изображается он, как правило, не один, а вместе с медведем, Кудым-Ош – законодатель, предписавший разным родам общие нормы. А с медведем он и тут. Стилизованный медведь, в свою очередь, встречается и на других сооружениях.

Кудым-Ош. Фото: Игорь Карнаухов

Бажовская Медной горы Хозяйка властвует не на земле, а под землей. Выражение лица её строгое и ироничное; она не только недра проницает, но и людей насквозь видит, сразу отличая подвижника от корыстолюбца. Со сказами о ней выросло не одно поколение читателей, и им кажется, что Малахитница, впечатляюще выписанная Бажовым, столь же древний дух, как и герои народных преданий… Создатели ледового городка не разуверяют их, не углубляясь о происхождении образа; хотя он создан в XX веке, этому персонажу нет ещё и ста лет.

Бажовская Медной горы Хозяйка. Фото: Игорь Карнаухов

Столь же юна Огневушка-Поскакушка. Этого персонажа вообще не стали воплощать в человеческом облике, передав суть образа: постоянный, непрекращающийся огневой танец; что вполне соответствует предназначению сооружения, ведь горка, она хоть и ледяная, но не для покоя! Горка «Поляна Огневушки» – причудливое сочетание колёс, узоров и завихрений, озаряющихся в вечерних сумерках красным и – золотым.

Горка «Поляна Огневушки». Фото: Игорь Карнаухов

А вот козлик Серебряное копытце предстал взрослым таким... оленем. Впрочем, так он больше похож на Золотую антилопу из классического советского мультфильма 1954 года, только её копыта высекали золото, не самоцветы. Но оба фантастических животных вознаграждали детей бескорыстных и с чистым сердцем...

Следует напомнить, в жизни обоих писателей, чьи герои и сюжеты воплощены во льду в пермском городке, город на Каме сыграл основополагающую роль; и тот и другой будущие классики учились в Пермской духовной семинарии:

Дмитрий Мамин – с 1868 по 1872 год, Бажов – в девяностые годы XIX столетия.

«Легенды Пармы» принимают детвору и взрослых до февральских праздников, и каждый день городок открыт до 22 часов. Вход бесплатный.