САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

П. П. Бажов. «Хозяйка Медной горы» (1936). 5 класс

В начале марта читаем сказку-«обманку», которая похожа на народное предание, но на самом деле — вымысел писателя с очень богатой фантазией. В помощь школьнику. Первая неделя марта

П. П. Бажов. «Хозяйка Медной горы» (1936). 5 класс / художник: Назарук В. М. / godliteratury.ru
П. П. Бажов. «Хозяйка Медной горы» (1936). 5 класс / художник: Назарук В. М. / godliteratury.ru

Текст: Ольга Лапенкова

В пятом классе ребята проходят «Хозяйку Медной горы» — трогательную историю о крепостном крестьянине, доказавшем, что смелости и трудолюбия у него хватит на семерых, и получившем награду (которая, впрочем, так и не принесла ему счастья). Многие, прочитав это произведение, решают, что перед ними — народная сказка, а некто Павел Петрович Бажов её просто записал. Но на самом деле прекрасная кудесница, которая умеет превращаться в ящерку, — персонаж выдуманный. Она, конечно, в чём-то похожа на волшебниц из русских народных сказок — например, на Василису Премудрую, носившую шкурку Царевны-лягушки, — но сходство это довольно условное.

«Хозяйка Медной горы» — далеко не первый случай, когда автор взял за основу сказочный сюжет и поменял его до неузнаваемости. В прошлом месяце мы, например, обсуждали повесть М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: там главные персонажи — брат и сестра, заблудившиеся в лесу — напоминают детей из пьесы Метерлинка «Синяя птица», которые, в свою очередь, пришли в литературу из старинных преданий. Пожалуй, у любого народа есть хотя бы одна старая сказка о детях, которые пошли по ягоды и не смогли вернуться домой. Однако повесть Пришвина вполне понятна даже тому человеку, который и не знает народных легенд, а все «волшебные» события там имеют вполне логичное объяснение.

Ещё один интересный случай, когда автор переработал старинный сюжет, — сатирическая поэма «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. А. Филатова. В этом произведении действуют персонажи, знакомые всем нам с детства: строгий царь и его дочь — несчастная царевна, вечно запертая у себя в светлице; волшебница, которая умеет превращаться в птицу, и Баба-яга. Но эта поэма написана так необычно, в ней столько шуток и выражений, ставших крылатыми, что её точно не спутаешь с народной сказкой. Вот, например:


  • Плывёт Федот средь бескрайних вод,
  • впереди — закат, позади — восход.
  • Вдруг середь похода спортилась погода.
  • Не было напасти — и на тебе, здрасте,
  • корабль — хрясь! — и распался на части!..
  • Стихла гроза — открыл Федот глаза:
  • лежит на волне, невредимый вполне.
  • Видит, островок торчит, как поплавок.
  • Добрался до берега, думал — Америка.
  • Вынул карту, сверился — ан нет, не Америка!
  • Остров Буян, будь он окаян, —
  • может, в карте какой изъян?
  • Сидит Федот, икает, в обстановку вникает…

А первым стал «перекраивать» народные сказки, конечно, Пушкин: только вспомните его «Руслана и Людмилу»!

Но, повторимся, все эти произведения только притворяются сказками, и внимательному читателю с первых строк становится ясно, что это — просто творческая переработка старинного сюжета. А вот «Хозяйку Медной горы» многие и впрямь посчитали старинной притчей, и писателю спустя какое-то время пришлось объяснять, что его произведение — просто вымысел. Но как так произошло?

Прежде чем разбираться, вспомним сюжет.

Нечаянная встреча

Сказка П. П. Бажова начинается с того, что два крепостных крестьянина — один весь «изробленный», то есть подорвавший здоровье на тяжёлой работе, а второй молодой, добывавший для барина драгоценные камни, — в праздничный день пошли куда-то далеко на луг: посмотреть, выросла ли уже трава и можно ли её косить, чтобы заготовить сено на корм домашним животным. (В статье о произведении Н. А. Некрасова «Железная дорога» мы уже обсуждали, что выходных дней у крестьян практически не было, а если они и случались, то их приходилось посвящать хозяйственным делам.) Однако по дороге крестьяне забрели в лес и уснули, а проснувшись, главный герой — молодой Степан — увидел удивительную девушку:

  • Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.
  • Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперёд наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. <...> Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком всё. Весело, видно, ей.
  • Степан залюбовался красавицей, но потом понял, что это не просто девушка, а сама Хозяйка Медной горы, владычица подземного царства, полного драгоценных камней — корольковой меди, малахита, алмазов, — и ей не очень-то нравится, что люди забирают её сокровища. Поэтому встреча с Хозяйкой всегда сулила простым смертным горести и испытания. Вот и Степан не ушёл от незнакомки просто так: та дала ему непростое задание:
  • — Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
  • Парню забедно [обидно] стало, что девка над ним насмехается <...>. Сильно он осердился, закричал даже:
  • — Кого мне бояться, коли я в горе роблю [работаю]!
  • — Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть».

Степану было нелегко решиться на такую дерзость. Разве крепостной крестьянин может спорить с приказчиком, да ещё и назвать его «душным козлом»? Однако пойти против воли самой Хозяйки было ещё страшнее. Так что Степан решился-таки исполнить её поручение, не зная, что за первым испытанием последуют новые…

История создания

Но почему всё-таки П. П. Бажов решил выдумать историю, похожую одновременно на русскую народную сказку и на предание, дошедшее до нас ещё с языческих времён? Ответ простой и даже забавный: «Хозяйка Медной горы» была написана по заданию начальства, ведь в 1930-х гг. Бажов работал на Урале редактором в одном советском издательстве. Павлу Петровичу и его коллегам поручили собрать местный «рабочий» фольклор, то есть предания, сказки и песни о людях, которые испокон веков трудились на этой земле, — однако найти и записать такие истории у них не получилось. И тогда Бажов решил просто-напросто выдумать и Хозяйку Медной горы, и Серебряное копытце, и Огневушку-поскакушку, и многих других персонажей, истории которых вошли в сборник «Малахитовая шкатулка».

По тому, как написана «Хозяйка Медной горы», проницательный читатель может легко догадаться, что перед ним — не запись давнего предания, а произведение, выдуманное писателем, жившим в ХХ веке. На это указывают как минимум три вещи:

  • •большое количество подробностей, в том числе — географических;
  • •характер главного героя — слишком уж дерзкий и самоуверенный для крепостного крестьянина;
  • •грустный финал.

Разберём каждый пункт внимательнее.

Подробности

В сказках, которые действительно передавались из поколения в поколение, обычно не упоминаются конкретные города или области. Дело происходило в «тридевятом государстве», и это было логично, тем более что некоторые места, куда попадали герои, никогда и не существовали на карте мира. Например, в русской народной сказке «Три царства» описана чудесная страна, где есть кисельные реки и молочные берега: попробуйте-ка найдите такую!

Но в «Хозяйке Медной горы» автор сразу объясняет, где живут герои, — а именно в деревне, расположенной «за Северушкой где-то», около Красногорского рудника. Посёлок под названием Красная Горка, основанный триста лет назад, легко найти на карте, и более того: сейчас там расположено Объединение художественной обработки камня.

Характер героя

Главный герой, Степан, не очень-то похож на крепостного крестьянина, которых с малолетства приучали быть покорными. Здесь стоит вспомнить рассказ И. С. Тургенева «Муму», который пятиклассники проходили пару месяцев назад: главный герой, несмотря на всю жестокость приказа, который дала ему барыня, всё-таки выполнил его. Ещё больше крестьян с изломанными судьбами описано в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую проходят намного позже — в десятом классе. Там простые работяги тоже не смели сказать ни слова против воли хозяина, даже если приказ был совсем нелепым. Тех же немногочисленных героев, которые всё-таки начинали бунтовать, жестоко наказывали: били, сажали в тюрьму, отправляли на каторгу, а иногда непослушание приводило и к смерти крепостного. Поэтому перечить хозяину было себе дороже. А теперь вспомним, как разговаривает с барином Степан:

  • — Вот что, — говорит [барин], — даю тебе своё дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдёшь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной.
  • Степан отвечает:
  • — Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет — увидим.
  • Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно своё:
  • — Чуть было не забыл — невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок — сам буду вольный, а жена в крепости.

Грустный финал

Наконец, народные сказки о героях-простачках и их волшебных помощницах обычно заканчиваются хорошо: Иван-дурак становится царевичем, берёт в жёны Василису Прекрасную — на том и сказочке конец.

Однако в произведении Бажова всё получается наоборот. В какой-то момент Степан, как любимец Хозяйки Медной горы, получает «порцию» простого житейского счастья; но в финале оказывается, что стать свободным, взять в жёны любимую девушку, создать семью и поживать себе спокойно — это не всё, что нужно для счастья. Иными словами, если человек хотя бы раз прикоснулся к чему-то чудесному и необъяснимому, он никогда не сможет жить как прежде, его всегда будет «тянуть» обратно.

Выполнив все (кроме последнего) поручения Хозяйки Медной горы, Степан, может, и сделал счастливыми своих детей, которые родились уже вольными людьми, а не крепостными крестьянами, — но никак не самого себя. И то, как сложились судьбы детей Степана, читателю приходится «додумывать» самостоятельно: в самом сказе об этом ни слова. И кто знает: может, однажды они тоже столкнутся с хитрой Хозяйкой?