Текст: Наталья Лебедева
Фото: redice.tv
1. Хорошего учителя можно найти и в элитной гимназии, и в обычной школе.
Выпускники лицеев и престижных гимназий действительно чаще поступают в университеты, а на экзаменах показывают более высокие результаты, чем учащиеся обычных школ. Но и в обычной школе у ученика есть все шансы поступить в хороший вуз или победить во Всероссийской олимпиаде, потому что учителя везде одинаковые. И в простых школах, и в элитных лицеях и гимназиях работают педагоги с примерно одинаковыми характеристиками. Это касается уровня образования, преданности профессии, отношения к детям, учебной нагрузки, стиля жизни и других факторов. Преподаватели, работающие в государственных школах и гимназиях, нередко оканчивали одни и те же вузы, с одинаковой частотой ходят в театры и музеи и единодушно называют бюрократию и невысокую зарплату главными причинами возможного ухода из школы.
2. В «сильных» классах дети получают больше комплексов, чем знаний.
В профильные классы обычно идут сильные и мотивированные ученики, которые нацелены на то, чтобы получить более высокий средний балл и которые неизбежно будут сравнивать себя с другими. Все это приводит к тому, что самооценка учащихся в таких классах ниже, чем у их сверстников в обычных классах. Найти идеальный баланс сопоставления своих и чужих успехов можно лишь в условиях, когда разрыв в оценках и знаниях не очень большой. Он не должен казаться ребенку непреодолимым.
3. Школьная программа по литературе интересна детям.
Школьники читают классику и даже считают ее интересной. Список самых любимых писателей старшеклассников возглавляют Лев Толстой, Федор Достоевский и Иван Гончаров. Правда, исследователи ВШЭ выяснили, что большинство выпускников знакомы с «Войной и миром» и «Обломовым» по фильмам Сергея Бондарчука и Никиты Михалкова. И главный вопрос, который должны задать себе учителя и родители: а захотят ли вчерашние школьники вернуться к нашим выдающимся писателям после окончания школы?
4. Школьники, которые посещают кружки и секции, учатся лучше.
Чем меньше у ребенка свободного времени, тем лучше, доказали исследователи из НИУ ВШЭ. Если ребенок посещает хотя бы один кружок, его средний полугодовой балл составляет 4,07. Те же, кто в свободное время предоставлен сам себе, могут рассчитывать лишь на 3,93. У школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл доходит до 4,14. Все дело в том, что у детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче. Они участвуют в большем количестве событий, общаются с разными людьми. Все это расширяет детский кругозор. А значит, влияет и на школьное образование, обогащает его.
5. Школы для детей из неблагополучных семей готовы конкурировать с престижными учебными заведениями.
В этих российских школах нет специального финансирования, и они принимают всех детей. Основной контингент в таких школах — дети из неблагополучных семей, и такие школы, внешне ничем не отличающиеся от обычных, называют резильентные (от англ. resilient — «живучий, несгибаемый»). Но вопреки всему такие школы показывают высокие образовательные результаты. Ученики таких школ имеют высокие шансы на поступление в вузы.
Источник: iq.hse.ru