САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сочинение-2017: Властелин аргументов

Выпускники писали итоговое сочинение по «Гарри Поттеру» и «Войне и миру»

школьное сочинение по литературе 2017
школьное сочинение по литературе 2017

Текст: Наталья Лебедева

Фото: www.vsluh.ru

Наталья Лебедева

Более 600 тысяч российских выпускников написали итоговое сочинение. Большинство из них успешно прошли испытание и теперь будут допущены к ЕГЭ.

О том, с какими сложностями столкнулись выпускники при подготовке, готовы ли школы отказаться от зачетной системы оценки и как современного подростка научить грамотно высказывать свои мысли, рассказала учитель русского языка и литературы Гимназии Марьина Роща имени В. Ф. Орлова (УК № 1572) Елена Кожухова.

Елена Викторовна, все ваши ученики получили зачет за итоговое сочинение. Что оказалось самым сложным во время подготовки?

учитель русского языка и литературы Гимназии Марьина Роща имени В.Ф. Орлова Елена Кожухова.

Елена Кожухова: Итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций ученика, на выявление уровня его речевой культуры, на оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Ничего из собственной жизни брать нельзя.


В прошлом году было проще.


Тематические направления не менялись несколько лет, поэтому готовиться к сочинению по объявленным тематическим направлениям можно было и в 10-м классе и не требовалось раскрывать полярные понятия. Написать сочинение о любви, доме, времени легче, чем раскрыть противопоставление дружбы и вражды, победы и поражения.


Если речь идет о разуме и чувстве, то в сочинении ребенок должен сначала привести аргумент, где разум преобладает над чувством, потом аргумент, где чувство преобладает над разумом, и лишь в конце прийти к выводу, что все должно быть в гармонии.


Современные школьники вообще с большим трудом пишут работы, когда нужно что-то сравнить, проанализировать, поразмышлять. Им трудно подбирать аргументы, потому что читательский кругозор, будем честны, у наших детей очень-очень узкий.

Литературные аргументы в итоге вы им предлагали или они сами искали их в книгах?

Елена Кожухова:


Самыми популярными произведениями, в которых выпускники находили ответы на все вопросы, оказались «Властелин колец», «Гарри Поттер», а из русской литературы «Война и мир» и «Обломов».


Когда только начали готовиться к сочинению, по каждому тематическому направлению я дала ребятам список произведений, которые хорошо было бы перечитать. И намекнула, что лучше не распыляться, а выбрать одно тематическое направление и готовиться по нему, постепенно расширяя и углубляя свою аргументацию. Кто-то пошел по этому пути, а кто-то писал, как я его называю, «дежурное» сочинение. Это когда написаны сочинения по всем тематическим направлениям и ученик использует их, слегка изменяя. Для слабых учеников это хорошо. Сильные же ученики серьезно готовятся по всем тематическим направлениям. Дело в том, что многие из них потом хотят предъявлять сочинение при поступлении в институт, а там выставляется оценка. И если для школьного сочинения достаточно привести «не менее одного произведения отечественной или мировой литературы», то в Высшей школе экономики, например, требуют четыре аргумента. Ребята силились написать по три-четыре аргумента, но не всегда получалось. Готовя учеников, я советовала привести минимум два аргумента, чтобы хотя бы один из них пошел в зачет, если второй окажется неубедительным.

Какие темы оказались ближе всего детям?

Елена Кожухова:


Писали в основном по тематическим блокам «Дружба и вражда» и «Разум и чувство».


За остальные тематические блоки взялись буквально один-два человека.

Какие были критерии оценки? Готовы ли школьники к тому, чтобы получать за итоговое сочинение не просто зачет, а оценку?

Елена Кожухова: Чтобы получить зачет, нужно выполнить два требования: сочинение должно быть самостоятельным и иметь объем не менее 250 слов (рекомендуемое количество слов - 350) и соответствовать пяти критериям: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция, качество речи и грамотность. Для получения зачета необходимо получить зачет по критериям № 1 и № 2 (выставление незачета по одну из этих критериев автоматически ведет к незачету за работу в целом), а также дополнительно зачет хотя бы по одному из других критериев (№ 3—5). В вузах сочинение оценивается в баллах, и в основном ребята получают за сочинение по 4—5 баллов из 10 возможных. Оценку снижают чаще всего за обилие речевых ошибок. Дети не могут свои жаргонные и просторечные слова заменить литературными синонимами, потому что часто просто их не знают.


Готовы ли мы к тому, чтобы ставить оценки за итоговое сочинение? Мне кажется, что пока нет.


Словесники вновь начали учить детей писать сочинения, постепенно налаживается система подготовки. Но нужно время.

Перемены происходят стремительно. Детям тяжело, а учителя успевают перестраиваться? Одно дело подготовить ученика к ЕГЭ-угадайке и совсем другое — научить писать полноценное сочинение.

Елена Кожухова: Мы перестраиваем подготовку, понимая, что ждет детей впереди. К итоговому сочинению начинаем готовить еще в основной школе, продолжаем в 10-м классе и до декабря 11-го класса. Сложность в том, что мы готовим их не только к итоговому сочинению, но и к ЕГЭ.


На ЕГЭ требуется писать сочинение-рассуждение, а на итоговом сочинении — эссе.


Дети не очень улавливают разницу, поэтому путаются.

Сейчас ведутся бурные дискуссии о том, какие произведения должны входить в обязательную школьную программу. Вы — практик, знающий, что реально дети могут прочитать целиком и понять, а что нет. Каких авторов, какие произведения нужно обязательно изучать в школе?

Елена Кожухова: Дети должны знать произведения, которые составляют золотой фонд нашей литературы. Я понимаю, что «Войну и мир» дочитывают до конца единицы. Но хотя бы иметь представление об этом произведении они должны. Произведений должно быть не очень много, чтобы было время их обсудить, понять, чтобы было время насладиться поэзией, услышать ее музыку. Современная программа очень насыщенна. Разве можно успеть разобрать любовную лирику Маяковского за один урок? А изучить тему родины в лирике Есенина за 45 минут? Это же почти ни о чем.


В школьную программу пытаются вместить слишком много,


а получается галопом по Европам, и в голове ничего не остается.