САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Шпаргалка для родителей

Все, что вы хотели знать об уроках литературы в школе

Текст: Мария Власкина, учитель русского языка и литературы

Фото: funlib.ru

Школьный курс по литературе — это не просто учебники и списки литературы, которую нужно успеть прочитать. Это сложная и хорошо продуманная система, которая ставит перед собой весьма амбициозные задачи. Но было бы неправильно взвалить весь этот груз на плечи учителя. Чтобы потом не пришлось жаловаться на то, что наши дети так и не научились читать, не в смысле соединять буквы в слова и слова в предложения, а понимать, анализировать, сопереживать, мы решили помочь родителям разобраться, что же такое литература в школе. Что такое ФГОС, почему в разных школах могут быть разные программы, как понять, что обязательно читать, а что факультативно, — ответы на все эти вопросы в нашей шпаргалке для родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Подробнее об основных требованиях можно прочитать на сайте Министерства образования и науки РФ.

Программа

Программа — это документ, на основе которого осуществляется процесс литературного образования в школе.

Основываясь на требованиях ФГОС и школьной программы по литературе, педагогическим коллективом разрабатывается программа, предназначенная для того или иного класса. Эта рабочая программа должна отвечать основным целям изучения литературы в школе, а именно: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений:


  • воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В школьной практике используются программы с грифом («Рекомендовано», «Допущено») Министерства образования. Это программы: Курдюмовой, Коровиной, Беленького, Маранцмана, Меркина — для общеобразовательных школ. Кутузова, Княжицкого — для общеобразовательных и инновационных школ. Ладыгина — для инновационных.

Структура и содержание программ:

1) Пояснительная записка, где определены цели, задачи, принципы преподавания, принцип построения программы и охарактеризован этап литературного образования.

2) Программа для конкретного класса. Внутри программы: разделы — темы — аннотации.

3) Внутри каждого раздела — рубрика «Теория литературы».

4) В каждом разделе — произведения для самостоятельного чтения.

Принципы построения программы: 1) хронологический, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип построения курса литературы в 5—8-х классах по традиционной программе — концентрический. В инновационных иные: родо-жанровый, проблематический. Для старших классов курс построен на историко-литературной основе. Включает обзорные и монографические темы. Цель — дать представление об эпохе;  появляется новая рубрика — критика. Построен на основе линейного принципа. Программы для 9-х классов: с середины 90-х гг. существует 2 программы — это вызвано отменой закона об обязательном среднем образовании: 1) концентрическая, 2) линейная.

Списки литературы

Обязательные для прочтения списки по литературе в школе предусматриваются ФГОС и прописаны в той или иной рабочей программе. Дополнительные списки также могут быть прописаны в программе или предложены учителем, но они не будут являться обязательными для самостоятельного изучения и на уроках.

Что же касается изучения школьниками литературоведческих терминов, стоит отметить, что в школе обязательного списка книг по литературоведению нет. В домашней библиотеке ученика достаточно иметь словарь литературоведческих терминов издания не ранее 2000 года, например под редакцией С. Белокуровой. При этом существует множество интернет-ресурсов для помощи ученикам в усвоении этого материала, например: http://www.litdic.ru/.

Контрольные и проверочные работы

Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе учитель заполняет график проведения контрольных работ. Основные контрольные работы по литературе в 5—9-х классах проводятся по итогам усвоения всей программы за учебный год, проверочные работы могут быть 1—2 раза в четверти или по итогам изучения творчества того или иного автора. В 10-м классе в конце года все ученики пишут обязательное сочинение, на которое выделяется 4 часа. В 11-м классе в середине учебного года пишется сочинение по литературе, предоставляющее допуск к сдаче ЕГЭ.

Ссылки по теме:

Педагог с большой буквы

Как получить «отлично» за сочинение?

Десять рекомендаций родителям читателей 7–11 лет