Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Алексиевич — не «писатель катастроф»

«Я собираю не коллекцию ужасов, а коллекцию достоинств человека в ужасных обстоятельствах», — заявила писательница на публичном диспуте

Текст: Ядвига Юферова/РГ
Фото: Маргарита Кабакова (mk-fotos.de)

7 декабря лауреаты по физиологии и медицине, а также по литературе выступают с «Нобелевской мемориальной лекцией» — таково требование комитета, который потом издает лекции отдельным томом, мотивирующим перед историей выбор академиков.

Светлана Алексиевич будет выступать с лекцией вечером 7 декабря, а пока, в первой половине дня, писательница в переполненном театре провела блестящий диалог с министром иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем, категорически не соглашаясь с тем, что ее называют « писатель катастроф». «Я собираю не коллекцию ужасов, а коллекцию достоинств человека в ужасных обстоятельствах. Искусство не всесильно, но пытаться удержать человека в человеке оно должно».

Кстати, те продолжительные (настоящие, не брежневские) аплодисменты, которые были наградой практически за каждый ответ, говорили многое о шведском читателе. Да и о писателе.

Книги Светланы Алексиевич изданы в Европе двухмиллионным тиражом! И это не детективы, которые забываются с последней страницей. И не суперуспешное захватывающее «Метро». Это трудное чтение, поиск света и смысла на трагическом фоне.

Светлана давно знает, что правда не вмещается в одно сознание, в одну исповедь («мне и сейчас нравится больше с человеком разговаривать, чем читать книгу; сколько романов исчезает вместе с людьми»).

Она не раз подчеркивала, что имеет дело не с фактами, а с человеческими историями.

ИЗ ОТВЕТОВ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ:
— Когда я писала свою первую книгу «У войны не женское лицо», собирала не факты: сколько танков взорвано, какая часть пошла в наступление… Я собирала человеческие состояния. Но ведь человек — не радиопередатчик. Он актер, творец своей истории. Накал бывал такой, что я понимала: при такой высокой температуре вся фальшь сжигается.

— Для моих героинь были две запретные темы: Сталин и секс. Это было поколение святой веры, искренних идеалов.
Уже даже в перестройку, когда была раскрыта вся правда о сталинском режиме, они не могли расстаться со Сталиным, как со своей молодостью. Это как в жизни, человек разлюбил, а образ любимого не предает.

— После войны женщинам была еще труднее, чем на войне. За четыре года она разучилась платья носить, бантики завязывать. С медалью возвращается домой, думала, героиня, а ей вслед: потаскуха вернулась. Мама собирает ей чемоданчик, отправляет в город к родственникам, потому что ей надо еще замуж двоих нормальных сестер отдать… Есть время порывов, когда люди выше себя. И есть просто жизнь с грубыми реалиями, в которой никакие героини не нужны.

— Я занимаюсь тем, чего нет в учебниках истории: человеческими чувствами. Что чувствовал молодой человек, когда он на войне должен был первый раз убить?.. Мне один историк сказал, что я подрываю основы их профессии, на что я заметила, что у нас разные пространства для исследования. Кстати, для женщины война всегда убийство. Когда мужчина ведет речь о войне, он может мыслить только категориями победы. В худшем случае — поражения. Я думаю, что надо убивать идеи, а не людей. Каждая человеческая жизнь — бесценна.

Ссылка по теме:
Алексиевич выведет шведский король — ГодЛитературы.РФ, 06.12.2015
В Швеции началась Нобелевская неделя — «Российская газета», 06.12.2015
Невыдуманная история — ГодЛитературы.РФ, 21.10.2015
Только в любви человек равен человеку — ГодЛитературы.РФ, 08.10.2015
Нобелевская премия досталась Алексиевич — ГодЛитературы.РФ, 08.10.2015
Букмекеры ставят на Алексиевич — ГодЛитературы.РФ, 25.09.2015
Уроки Алексиевич — ГодЛитературы.РФ, 02.07.2015
Помогите нобелевскому комитету! — ГодЛитературы.РФ, 25.09.2015

Сайт по теме:
Официальный сайт Нобелевской премии
Сайт Светланы Алексиевич

07.12.2015

Просмотры: 0
Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ