САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Дан старт литературной премии «Электронная буква»

О вознаграждении и прочих условиях на Нон/Фикшн рассказали создатели и члены жюри премии

Нонфикшн-новости-электронная-буква
Нонфикшн-новости-электронная-буква

Текст: Дарья Крутоголова

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Премия «Электронная буква», учрежденная ГК «ЛитРес» еще в 2011 году, на протяжении долгого времени награждала только популярных писателей, размещавших свои произведения (помимо бумажных изданий) в интернете. В этом году создатели и редакторы премии кардинально пересмотрели такой подход — и открыли дорогу еще не известным талантам. О причинах такой смены приоритетов, о том, как попасть в число лауреатов, о вознаграждении и прочем рассказали сами создатели и члены жюри в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№19.


Основная задача премии заключается, по словам организаторов, не только в заявлении новых писателей о себе, но и в популяризации легального чтения и прослушивания книг в интернете.


Генеральный директор ГК «Литрес» Сергей Анурьев: «Чем больше открывается новых имен каждый год, тем больше внимания к книге, больше внимания к чтению. А чем больше люди читают — тем больше спрос на книги и тем больше новых авторов хотят писать, хотят творить и радовать своих читателей. Это такой цикл, который нам важно поддерживать в первую очередь».

О том, что конкурс действительно высококачественный, говорит и состав его жюри, во главе которого — известный писатель, журналист и ведущий Дмитрий Быков. На пресс-конференции он подробно объяснил актуальность в российском писательском сообществе такого понятия, как самиздат. «Самиздат оказался даже гораздо более популярным и удобным, нежели официальное издательство. Несмотря на то, что цензура политическая, как казалось долгое время, побеждена, на смену ей пришла цензура формата. Материал может быть слишком велик, чтобы его печатать. Или слишком хорош, чтобы его печатать. Или содержит слишком мало «клубнички», чтобы его раскупили. Ну или попросту написан российским автором. И вот для них и создан он — Самиздат». На вопросы, касающиеся цели учреждения премии, Дмитрий Быков ответил, что им безумно хочется структурировать сетевое пространство, избавить его от большого количества мусора. Он также отметил, что


уже существовала достаточная иерархия конкурсов подобного типа и с подобными целями, но не хватало одного: «конкурса для гениев и с жюри-гениями».


«Мы живем в ситуации культурного перепроизводства, - заявил главный редактор журнала «Новый мир» и член жюри Андрей Василевский, - и не наблюдается никакого замедления в процессе этого безумно быстрого производства. Все, что создаётся в эту цифровую эпоху, сохраняется. Казалось бы, это хорошо, но! — избыток информации превращается в шум. Опять-таки встает вопрос структуризации и предоставления читателю действительно качественного продукта». Он на наглядных примерах объяснил, как психологически складывается интерес к тому или иному, определенному, писателю, и то, каким образом на это влияет открытый электронный доступ.

Еще один член жюри, литературный обозреватель портала Lenta.ru Наталья Кочеткова горячо поддержала всё сказанное до неё и отметила, что


книгоиздательство меняется на глазах, и у нас — у всех нас — есть возможность не только наблюдать за этим, но и стать частью такого процесса.


С ней согласилась и Наталья Ломыкина, литературный обозреватель «РБК-стиль», упомянув к тому же статистику: электронная площадка ЛитРес для нового писателя гораздо выгоднее по тиражам, чем официальное издательство. Но те 10 книг, которые пройдут отбор, станут, как сказала она, настоящей приманкой для издателей и хорошим толчком к новым свершениям.

Касательно материальной стороны вопроса — денежная премия не будет выражена живыми деньгами, сообщил Сергей Анурьев. Вместо этого


внушительная сумма будет потрачена на продвижение и рекламные кампании начинающего писателя.


Вкупе с поддержкой мастодонтов в этом деле — «ворота» в ремесло откроются буквально с пинка. «На самом деле, - добавил Дмитрий Быков, - получать деньги за литературу — то же самое, что получать деньги за секс».

На вопрос, как же пройти этот строгий отбор в число счастливцев и какие существуют критерии, был дан ответ председателем жюри: «У меня критерий один и совершенно четкий.


Я читаю первую и последнюю фразу. И вот если мне интересно, что происходит между ними — книга интересна и заслуживает внимания».


Таким образом, попробовать увлечь своим творчеством Дмитрия Быкова и остальных членов жюри может каждый, главное — успеть подать заявку с 1 декабря по 15 марта!