Текст и фото: Людмила Прохорова
На юбилейной ярмарке Non/fiction популярная — в зоне семинаров на ее презентации не осталось ни одного свободного места — писательница представила свою новую книгу «Рябиновый клин» и со свойственным ей чувством юмора ответила на вопросы читателей.
Спрашивали Рубину обо всем. Например, какие современные писатели ее вдохновляют. «Читать какого-то мощного современника — это заразно. Пока я работаю над книгой, мне читать противопоказано. Все, что я читаю, начинает казаться мне дико талантливым, а все, что я пишу, — плохим», — поделилась Рубина.
Как найти свою писательскую изюминку?
Дина Рубина: У меня не изюм, а хлебобулочное производство огромного масштаба. Я использую более крепкие специи и напитки. Но вообще это не дело писателя - рассказывать про свой изюм…
Идеальным рецептом бестселлера или логселлера Рубина также не поделилась, впрочем, это и понятно. «Если бы можно было это объяснить на литературной кафедре чего-то там в литературном институте кого-то там, то тогда бы мы вообще не говорили о творчестве и божьей искре. Точного рецепта, как написать бестселлер, не существует».
Какие советы вы могли бы дать начинающим писателям, которые сталкивается с трудностями издания своей первой книги?
Дина Рубина: Помню интервью с прекрасным писателем Леонидом Леоновым, автором романа «Русский лес». «Что бы вы сейчас могли сказать молодым писателям?», - спросили его. Лицо его тут же опрокинулось в себя, и царственным голосом он произнес: «Ничего». Каждый писатель должен пройти свою дорогу. У меня все закрутилось сразу. Будучи сопливым подростком, я послала свой рассказик в журнал «Юность», его напечатали. И я проснулась знаменитой. Правда, в своем классе.
Одна из читательниц восхитилась тем, как Рубина работает с материалом. Как удается писательнице добиваться такой глубины проникновения в любую тему, за которую бы она не бралась? «Это не проникновение, это иллюзия, -ответила Рубина. - Писатель создает иллюзию жизни, судьбы и профессии».
Молодая литературовед из Китая спросила Рубину о том, какие отношения складываются между писателями и литературоведами. «Вы будете первым литературоведом, с которым у меня будут отличные отношения», - рассмеялась писательница.
Один из самых неожиданных вопросов касался снов: «Видите ли вы сны? И какое они имеют значение для вашего творчества?»
"Вопрос интересный. В стиле психоневрологов, которых я ненавижу. У писателя в произведение идет все. Сны, трагедии, любовь. И все это писатель переживает дважды - в жизни и во время написания произведения. Может, я и выгляжу не очень нормальной, но, как и любому человеку, мне сны снятся. И я их не просто вижу, я их еще и трактую. При этом весьма успешно. Только не подходите ко мне сейчас за этим, я книги подпишу, а трактовать сны не буду".
Очередь за автографами к писательнице выстроилась внушительная.