Текст: Анастасия Скорондаева/РГ
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
Модератором встречи с писательницей стал журналист и переводчик Михаил Визель.
Действие романа о коллективизации начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все встретятся на берегах Ангары. И будут пытаться выжить, наладить свою новую жизнь.
Гузель Яхина так говорит о своей книге: «Это книга о том, каким горьким может быть счастье. Попадая в Сибирь, Зулейха обретает любовь, друзей, сына, обретает себя как мать. Поездка на край света оборачивается для нее счастьем. Название „Зулейха открывает глаза“ - это как раз о том, что она пробуждается, открывает глаза на мир».
«Как получилось, что ваша первая книга не автобиографическая, как это часто бывает у начинающих авторов?» - поинтересовался Визель.
«Книга эта о моей бабушке, но не совсем. Ее раскулачили в 7 лет, сослали в Казань на санях, а потом уже в Сибирь на поезде. Люди там как-то жили, охотились. Моя бабушка провела всю свою юность, с 7 до 17 лет, там. Ангарский период жизни выковал у нее мощный характер. Когда бабушка умерла, я поняла, что очень мало интересовалась ее жизнью.
Изначально я писала детектив, пытаясь увязать прошлое и современную жизнь, где молодая женщина приезжает из Парижа и начинает интересоваться жизнью своей бабушки. Но в итоге остался только исторический сюжет. История моей семьи меня очень волновала. Так и получилась книга», - рассказала Гузель.
До презентации я задала несколько вопросов Гузели Яхиной.
Вы уже не первый день на Московском фестивале «Книги России». Какие впечатления? Приобрели что-то почитать?
Гузель Яхина: Идея проведения книжного фестиваля на Красной площади - просто потрясающая. Главное место страны, главная точка страны, в которой есть Книга (именно с большой буквы!). У фестиваля прекрасное исполнение, несмотря на подкачавшую погоду.
Я отношусь к тем, кто перешел на электронный формат практически полностью - это удобно. Я помню удовольствие от листания настоящих книг, но читаю их редко. Поэтому на фестивале я просто получила огромное удовольствие от умных и интеллигентных лиц, которые бродят вокруг, выискивают книги.
Какое самое сильное литературное впечатление за последнее время?
Гузель Яхина: Я читаю немного, в основном литературу о проекте, над которым работаю (сейчас Гузель Яхина работает над сценарием к сериалу, тему, увы, разглашать не может. - А. С.). Самое сильное произведение последних пяти лет для меня - это «Лавр» Евгения Водолазкина. Книга произвела на меня колоссальное впечатление, я прочитала ее и в бумажном, и в электронном виде. Она у меня всегда под рукой - скачана в планшет. В случае творческих "затыков" я обращаюсь к этому тексту, чтобы подпитаться этой энергетикой.
«Зулейха открывает глаза» - ваш дебютный роман. И сразу в шорт-листе премии «Большая книга». Проснулись ли знаменитой после того, как объявили финалистов?
Гузель Яхина: Нет. Впрочем, не знаю. Об этом, наверное, должны говорить другие люди. Для меня включение в «короткий список» было настолько неожиданным и ошеломляющим, что я до сих пор с трудом осознаю этот факт. Это огромный аванс литературного сообщества, который нужно отрабатывать. (Смеется.) Это вгоняет меня в страх.
Если не секрет, как вы попали к уже легендарному редактору Елене Шубиной? Сложно сегодня начинающему автору обратить на себя внимание?
Гузель Яхина: Я попала европейским путем. Пыталась самостоятельно общаться с издателями, билась в закрытые двери, уже не понимая, сколько их - сто или двести. Но это ни к чему не привело.
И я случайно вышла на очень профессиональное литературное агентство Елены Костюкович, которое находится в Европе. Костюкович уже через несколько дней познакомила меня с Еленой Шубиной. Мне кажется, начинающему писателю сложно сегодня. У меня, наверное, был счастливый случай. Мне повезло.